Статьи

Замгендиректора ФГУП «ВНИИФТРИ» Олег Денисенко: «Необходимо создать такие условия, чтобы на рынке осталась только качественная аппаратура»

25 Октября 2013
О нормативно-правовой базе в области испытаний и сертификации навигационной аппаратуры потребителей, средствах измерения её характеристик, а также о том, как получить свидетельство об утверждении типа средства измерений во ФГУП «ВНИИФТРИ», журналу «Вестник ГЛОНАСС» рассказал заместитель генерального директора – начальника научно-исследовательского отделения разработки и эксплуатации средств метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем Олег Валентинович Денисенко.

Родился 7 июня 1973 г.
В 1995 г. окончил Военную Инженерно-Космическую академию им. А.Ф. Можайского.
С 1995 по 2010 гг. работал в ФБУ «ГНМЦ Минобороны России» (ранее ФГУ «32 ГНИИИ Минобороны России») на должностях от младшего научного сотрудника до начальника отдела.
В 2001 году защитил кандидатскую, а в 2010 году – докторскую диссертацию.
С 2011 года работает во ФГУП «ВНИИФТРИ» на должности заместителя генерального директора – начальника научно-исследовательского отделения разработки и эксплуатации средств метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем.


– Олег Валентинович, расскажите, чем занимается ваше отделение? Сколько человек трудится под Вашим руководством?

– Сначала коротко расскажу о нашем Институте. ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП «ВНИИФТРИ») является главным метрологическим центром Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Институт подведомственен Росстандарту, имеет статус Государственного Научного Центра РФ и является одним из главных Центров государственных эталонов России.

ФГУП «ВНИИФТРИ» включён в перечень стратегических предприятий России и является головной организацией Росстандарта в области метрологического обеспечения разработки, производства, испытаний и эксплуатации вооружений и военной техники, в области метрологического обеспечения ядерно-оружейного комплекса РФ, а также метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем с целью достижения заданных точностных характеристик системы ГЛОНАСС.

Институт обладает уникальной базой эталонного, испытательного и опытно-экспериментального оборудования, размещённого в лабораторных корпусах, которые вместе с производственными сооружениями занимают более 70 тысяч квадратных метров. Институт расположен в ближнем Подмосковье, вдали от шума, вибраций, других индустриальных помех мегаполиса, которые существенно сказываются на проведении высокоточных измерений и научных экспериментов.
Эталонная база Института насчитывает 45 государственных первичных эталонов, а также 19 вторичных эталонов, 23 установки высшей точности и более 120 рабочих эталонов разных разрядов, поверочных и измерительных установок. «ВНИИФТРИ» является национальным метрологическим институтом, ведущим фундаментальные и прикладные исследования в целях опережающего развития эталонной базы во многих областях и видах измерений: измерения времени, частоты, больших длин и параметров вращения Земли; координатно-временных и навигационных измерений; радиотехнических, акустических и гидроакустических измерений; измерений параметров ионизирующих излучений; параметров аэрозолей, гидрозолей и порошков; электрохимических измерений (рН-метрия, ионометрия, кондуктометрия); измерений твёрдости.

Наше научно-исследовательское отделение «Разработки и эксплуатации средств метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем» занимается решением следующих задач: достижение и поддержание необходимого в соответствии с действующей нормативно-правовой документацией уровня метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем, навигационных и радиотехнических измерительных средств, в том числе в части космической навигационной системы ГЛОНАСС, средств геодезического назначения.

Основными функциями отделения являются:
•    Выполнение работ по метрологическому обеспечению:
– навигационных средств измерений;
– координатно-временных средств измерений;
– радиотехнических средств измерений, включая средства измерений – характеристик радиотехнических трактов;
– средств формирования эфемерид и частотно-временных поправок;
– координатно-временных и навигационных средств измерений сверхвысокочастотного диапазона;
– систем контроля и мониторинга ГЛОНАСС;
– системы синхронизации ГЛОНАСС;
– прецизионных оптических измерительных средств;
– средств передачи информации.
•    Выполнение разработок в области перспективных методов метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем, включая ГЛОНАСС.
•    Выполнение разработок в области геодезических и гравиметрических измерений, в том числе:
– разработка эталонов длины в диапазоне до 60 м;
– разработка эталонов сравнения и развитие государственного первичного специального эталона длины в диапазоне до 4000 км.
•    Выполнение работ по стандартизации и сертификации средств координатно-временного и навигационного обеспечения.
•    Проверка материалов испытаний средств измерений в целях утверждения типа и подготовка к представлению на экспертизу в уполномоченные органы.
•    Испытания средств измерений в целях утверждения типа, проведение поверки и калибровки средств измерения заказчика по закреплённым за научно-исследовательским отделением направлениям, включая:
– светодальномеры, в том числе лазерные спутниковые дальномеры;
– радиодальномеры;
– нивелиры;
– тахеометры электронные;
– теодолиты;
– системы лазерные координатно-измерительные (в т.ч. трекеры и сканеры лазерные);
– аппаратура аэросъёмочная, цифровая и фотографическая;
– базисы линейные створные;
– сети эталонных базисов;
– аппаратура для измерений текущих навигационных параметров по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (навигационная аппаратура потребителей);
– средства измерений приращений координат по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (аппаратура спутниковая геодезическая);
– рейки нивелирные (кроме штрих-кодовых);
– генераторы (имитаторы) сигналов глобальных навигационных спутниковых систем.

Основными эталонными средствами в области координатно-временных и навигационных измерений, которые используются во ФГУП «ВНИИФТРИ» при оценке характеристик навигационной аппаратуры потребителей (НАП), являются Государственный первичный эталон единиц времени, частоты и национальной шкалы времени, Государственный первичный специальный эталон единицы длины и комплекс средств метрологического обеспечения беззапросных измерительных средств. При проведении испытаний навигационной аппаратуры потребителей помимо вышеназванных эталонов используются Государственные эталоны в области измерений мощности, напряжения, параметров антенных систем.
Например, специалисты нашего отделения эксплуатируют Государственный первичный специальный эталон единицы длины в диапазоне 24 м – 4 000 км, имеющий следующие характеристики:

В диапазоне до 60 м:
Предел допускаемых абсолютных значений среднего квадратического отклонения результата измерений – 10 микрометров.
Граница неисключённой систематической погрешности q (при доверительной вероятности 0,95) не более (10+0.5•L) мкм, где L – численное значение длины базиса, выраженное в метрах.

В диапазоне от 24 м до 3000 м:
Пределы допускаемых абсолютных значений среднего квадратического отклонения результата измерений:
на нижней границе диапазона, не более 0,05 мм;
на верхней границе диапазона, не более 1 мм.
Граница неисключённой систематической погрешности q (при доверительной вероятности 0,95) – 0,2 мм.

В диапазоне от 1 км до 4000 км:
Пределы допускаемых абсолютных значений среднего квадратического отклонения результата измерений расстояний между пунктами:
на нижней границе диапазона, не более 1 мм;
на верхней границе диапазона, не более 20 мм.
Граница неисключённой систематической погрешности q (при доверительной вероятности 0,95) – 20 мм.

Для метрологического обеспечения беззапросных измерительных средств, включая НАП, специалистами отделения эксплуатируется комплекс средств метрологического обеспечения средств измерений метрологических характеристик и испытаний беззапросных средств измерений. Достигнуты характеристики погрешности в части оценки точностных характеристик спутниковой геодезической аппаратуры – не более 0,005 м в диапазоне длин 0,5–10 км, воспроизведения горизонтальных и вертикальных перемещений – не более 0,01 м, воспроизведения угловых перемещений – не более 1 угловой минуты; характеристики погрешности измерения временного сдвига кодов навигационных сигналов – не более 10 пикосекунд, погрешности формирования и измерения псевдодальности по коду навигационных сигналов – не более 0,05 м, формирования по фазе несущей частоты – не более 0,001 м.

В рамках Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» (критическая технология – Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения) в части решаемых задач отделение принимает участие в выполнении работ по созданию и развитию стационарных и мобильных комплексов метрологического обеспечения системы ГЛОНАСС в части радиотехнических измерений, комплекса метрологического обеспечения средств измерений координат, комплекса метрологического обеспечения средств измерений длины, системы контроля и подтверждения характеристик радионавигационного поля системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей, а также в работах по поддержанию в технической и эксплуатационной готовности средств метрологического обеспечения бортовых и наземных радиотехнических и оптических средств системы ГЛОНАСС.
Штатная численность отделения составляет 160 человек. В подразделении работают три доктора наук, из них – один профессор, 11 кандидатов наук, один заслуженный деятель науки РФ, один заслуженный метролог России и четыре аспиранта.

– Какая нормативно-правовая база существует в сфере навигации и применения ГЛОНАСС? Какие из этих документов применяются при деятельности вашего отделения?

– Нормативно-правовая база в сфере навигации и применения системы ГЛОНАСС включает в себя чрезвычайно широкий спектр документов – Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности», Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. № 323 «Об утверждении Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях», а также широкий набор указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов различных федеральных органов исполнительной власти, положений, ГОСТов и других документов.

Поскольку ФГУП «ВНИИФТРИ» является национальным метрологическим институтом России, головным предприятием Росстандарта в части частотно-временных и навигационных измерений и выполняет задачи научно-технического обеспечения и развития метрологии как научной основы измерительной техники, основными нормативно-правовыми документами, которые применяются при деятельности института и научно-исследовательского отделения «Разработки и эксплуатации средств метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем» являются Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и весь связанный с ним комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение единства измерений в Российской Федерации.

– Насколько, по Вашему мнению, существующая нормативно-правовая база в сфере навигационных технологий и применения ГЛОНАСС отвечает имеющимся на навигационном рынке реалиям?

– Круг задач, решаемых с использованием аппаратуры потребителей сигналов ГЛОНАСС, постоянно растёт. Этому способствует и хорошее техническое состояние самой системы ГЛОНАСС, и внимание, которое уделяется внедрению навигационных технологий, и естественно, что происходит постоянное совершенствование нормативно-правовой базы. Наши специалисты участвуют в обсуждении основных разрабатываемых документов как в сфере обеспечения единства измерений в системе ГЛОНАСС, так и в сфере применения ГЛОНАСС в целом. Однако необходимо отметить, что большое количество разрабатываемых документов в области навигации различными ведомствами иногда приводит к противоречиям и в части терминологии, и в части нормирования и оценки характеристик аппаратуры. В сфере гражданского применения это относится, в первую очередь, к реализации проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», к обязательному оснащению транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, средствами навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Для согласования деятельности специалистов различных направлений в настоящее время ведутся работы в технических комитетах Росстандарта по стандартизации (например, ТК 363), рабочей группе по обобщению опыта правоприменительной практики 285-го приказа Минтранса РФ и в других органах.

– Вы сказали, что в документации различных ведомств встречаются противоречия, в частности, по проектам «ЭРА-ГЛОНАСС» и 285-му приказу. Можете привести примеры?

– Пожалуйста, например в ГОСТ Р 54620-2011 «Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования», «Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб – система, устанавливаемая на колёсном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенная для определения местоположения и параметров движения транспортного средства по сигналам ГЛОНАСС, передачи сообщения о транспортном средстве при ДТП и обеспечения двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами». При этом при разработке этого документа и нескольких последующих не учтён существенный момент, связанный с тем фактом, что, исходя из своего назначения, а применяться данная система будет при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях, относящейся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, определение системы должно базироваться на определении навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем в соответствии с ГОСТ Р 52928-2010.

Вроде бы, на первый взгляд, несущественная мелкая некорректность в терминологии, а в результате это является одной из причин того, что на данный момент при подготовке мероприятий по испытаниям и дальнейшей эксплуатации системы не учтены обязательные требования Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», что неизбежно приведёт к технической и юридической невозможности использования системы для решения задач, предусмотренных техническим заданием на её разработку.

В качестве примера хотелось бы сказать, что действующая законодательная база и сложившаяся практика применения средств измерений, используемых подразделениями ГИБДД (измерители скорости, рулетки для измерения расстояний при ДТП, алкотестеры), показывают необходимость проведения их испытаний в целях утверждения типа и последующей поверки, поскольку в противном случае результаты измерений этих средств не могут использоваться как доказательная база при фиксации правонарушений, взимании штрафов и могут быть легко оспорены в судебном порядке. Следовательно, и систему экстренного реагирования при авариях невозможно будет использовать ни для нужд повышения безопасности движения, ни для разбора дорожно-транспортных происшествий.

Что касается приказа Минтранса РФ № 285 от 31 июля 2012 г., то, например, в нём фигурирует понятие навигационного модуля – термин, ранее не использовавшийся в области координатно-временных измерений. Непонятно, является ли данный элемент абонентского терминала законченным устройством, или является лишь отдельной платой, используемой совместно с другими элементами абонентского модуля. При этом именно к данному модулю предъявляются требования по точности проведения измерений. В случае же, если модуль не является законченным изделием, оценка его характеристик, во-первых, является практически невозможной (если у него отсутствуют соответствующие разъёмы и интерфейсы), а во-вторых, является фактически бесполезной. Это связано с тем, что характеристики модуля и характеристики аппаратуры, построенной на его основе (включающей антенну, кабели передачи сигналов, элементы питания, согласования и др.), будут существенно отличаться. Вообще, в беззапросной системе навигации, а именно такой является космическая навигационная система ГЛОНАСС, – очень жёсткие требования к синхронизации, и неучтённая задержка передачи сигналов всего в 3 наносекунды даёт дополнительную погрешность измерения порядка 1 метра.

На данном этапе ещё есть небольшой запас времени для решения всех этих вопросов, в этом нет ничего фатального. В рабочих группах они обсуждаются, и вырабатываются решения, которые, надеюсь, позволят скорректировать все неточности и разрешить противоречия.

– Соответствует ли аппаратура, поступающая к вам на испытания, тем требованиям, которые к ней предъявляются?

– Как я уже говорил, навигационная аппаратура потребителей имеет очень широкую область применения. При ответе на ваш вопрос необходимо понять, о каких требованиях мы говорим.

Требования, предъявляемые к навигационной аппаратуре потребителей ГЛОНАСС со стороны Министерства обороны и других силовых ведомств, значительно отличаются от требований, предъявляемых к оборудованию, предназначенному для эксплуатации в гражданской авиации, на транспорте.

Например, по оценке специалистов, требования к аппаратуре спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, предъявляемые к автотранспорту категории M и N, изложенные в приказе Минтранса от 31 июля 2012 г. № 285, занимают 20 машинописных страниц с объёмом необходимых испытаний для подтверждения всех требований, заявленных в Приказе, более 70 позиций. Сейчас разрабатываются методики и порядок проведения этих испытаний, но даже на этом этапе понятно, что это очень большой объём работ.

Для использования НАП, применяемой в области безопасности при чрезвычайных ситуациях, при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также для использования в других сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений, специалистами отделения в настоящее время проведены испытания десятков типов аппаратуры. Конечно, нужно отметить, что заявки на такие испытания подают только серьёзные производители аппаратуры, так как проведение испытаний осуществляется по широкому кругу характеристик и проводится с использованием сверхвысокоточных средств измерений, которые невозможно обмануть. Естественно, что использование аппаратуры, прошедшей такие испытания и занесённой в Государственный реестр средств измерений, гарантирует потребителю соответствие характеристик НАП декларируемой точности, надёжности и достоверности навигации.
Если говорить о прецизионной НАП, проводящей измерения в многочастотном режиме по фазе несущей сигнала, а именно этот класс аппаратуры наиболее интересен для использования в метрологии для создания эталонной базы метрологического обеспечения системы ГЛОНАСС, то в настоящее время точностные характеристики отечественных образцов сопоставимы, а иногда и превосходят зарубежные аналоги. Понятно, что аппаратура такого класса не является массовой и не будет продаваться тысячами экземпляров, однако именно такие прецизионные образцы аппаратуры показывают высокий уровень технического развития страны, научный и производственный потенциал производителя.

Таким образом, мы можем говорить о том, что аппаратура, успешно прошедшая испытания во ФГУП «ВНИИФТРИ», соответствует тем характеристикам, которые указаны в её описании как средства измерений.

– Соответствует ли российским требованиям аппаратура иностранного производства?

– Те экземпляры аппаратуры, которые прошли испытания у нас, однозначно соответствуют тем характеристикам, которые им приписываются по результатам испытаний. При проведении испытаний, если характеристика аппаратуры не соответствует заявленной, либо оформляется соответствующий акт, либо разработчиком проводится корректировка документации на аппаратуру. Заказчик на основе полученных результатов испытаний аппаратуры сам должен принять решение, удовлетворяет ли она его требованиям.

– Достаточно ли оперативно вносятся изменения в ГОСТы, т.е. успевает ли теоретическая часть за практической?

– Что касается сферы метрологического обеспечения ГЛОНАСС, то, несмотря на то, что в функционирование и использование системы ГЛОНАСС вовлечён широкий круг федеральных органов исполнительной власти, а навигационная аппаратура на базе ГЛОНАСС находит своё применение при решении большого количества задач, мы стараемся, чтобы теоретическая основа применения ГЛОНАСС всегда соответствовала практической реализации.

– Какие предложения «ВНИИФТРИ» вносит в совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы? Что вас не устраивает, что требует уточнения, корректировки?

– ФГУП «ВНИИФТРИ» принимает активное участие в разработке предложений по внесению изменений в базовые нормативные акты в сфере обеспечения единства измерений, осуществляет и участвует в разработке ГОСТ, методик измерений и других документов, регламентирующих порядок обеспечения единства измерений в ГЛОНАСС. Основным вопросом, который на сегодняшний день требует уточнения, является обеспечение учёта требований законодательной базы в сфере обеспечения единства измерений организациями всех министерств и ведомств, которые осуществляют деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в том числе с использованием системы ГЛОНАСС.

– Объясните пошагово читателям, как производителю навигационной аппаратуры потребителей пройти сертификацию? Куда идти, какие документы нести?

– Порядок проведения испытаний средств измерений определён приказом Минпромторга РФ от 30 ноября 2009 г. № 1081 «Об утверждении порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерения в целях утверждения типа…», в документе «Рекомендации по подготовке, оформлению и рассмотрению материалов испытаний средств измерений в целях утверждения типа» МИ 3290-2010 описаны процедура оформления заявки и порядок рассмотрения материалов испытаний.

Заполнение заявки заявитель может сделать по форме и пояснениям, приведённым в Приложении № 1 МИ 3290-2010. Кроме того, форму заявки и помощь в заполнении можно получить от специалистов Центра испытаний института по запросу. Телефоны сотрудников и адреса электронной почты легко найти на сайте www.vniiftri.ru. К заявке заявитель прилагает эксплуатационные документы на средство измерений на русском языке, а также фотографии общего вида средства измерений и рекламные проспекты.

При положительном решении о возможности проведения испытаний, Институт направляет заявителю проект договора, в котором определяются сроки и место проведения испытаний, стоимость и порядок оплаты работ. При отрицательном решении о проведении испытаний, заявитель оповещается в письменном виде.

После подписания договора заявитель согласовывает разработанную Институтом программу испытаний в целях утверждения типа средств измерений (испытания в целях утверждения типа средств измерений могут также проводиться по типовой программе, в которую могут быть внесены уточнения и дополнения) и представляет средства измерений. Далее, по согласованной программе Институтом проводятся испытания и оформляются протоколы испытаний, акт испытаний средств измерений в целях утверждения типа по форме, приведённой в Приложении № 3 МИ 3290-2010, проект описания типа и методика поверки. Срок проведения испытаний зависит от конкретного средства измерений. Для средств измерений, испытуемых в нашем отделении, срок в среднем составляет шесть месяцев.

По окончанию испытаний заявитель или, по его поручению, Институт в соответствии с условиями заключенного договора (контракта) (в случае если договором предусмотрено сопровождение материалов испытаний до принятия решения об утверждении типа) представляет документы в Росстандарт. Росстандарт проводит проверку результатов испытаний в части правильности оформления и содержания документов и направляет документы для проверки в ФГУП «ВНИИМС». После окончания процедуры проверки и соблюдения необходимых формальностей Управление метрологии Ростандарта вручает заявителю свидетельство об утверждении типа.

Все вышеперечисленное доступнее проиллюстрировать следующей схемой:


– Как покупатель может проверить соответствие аппаратуры предъявляемым нормативными актами требованиям и тем данным, которые заявляет производитель/продавец аппаратуры?

– Получение информации о том, внесена ли аппаратура в Государственный реестр средств измерений, возможно, в том числе, в сети Интернет, например – на сайте Росстандарта. В случае же, если покупатель хочет удостовериться, соответствует ли аппаратура каким-то конкретным требованиям, он может обратиться к производителю с просьбой предоставить, например, копию описания типа средства измерений или копию свидетельства о поверке на конкретное средство измерений, где указаны характеристики устройства.

– В последнее время на некоторую навигационную аппаратуру потребителей стали клеить наклейки «соответствует 285-му приказу Минтранса». Можно ли доверять такой рекламе? Проходила ли через «ВНИИФТРИ» аппаратура, полностью поддерживающая требования 285-го приказа?


– В соответствии с приказом Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов», к навигационной аппаратуре предъявляется ряд функциональных и точностных требований. Если говорить о точностных характеристиках, то во ФГУП «ВНИИФТРИ» проводились испытания аппаратуры, которая соответствовала требованиям вышеуказанного приказа. Что касается функциональных характеристик, то при проведении испытаний в целях утверждения типа рассматривались не все из них, так что говорить о том, что какая-то аппаратура полностью соответствует требованиям данного приказа, у нас возможности нет.
Что касается испытаний аппаратуры в целом, то на сегодняшний день ФГУП «ВНИИФТРИ» участвует в работе по определению формы оценки соответствия, которой должна подвергаться такая аппаратура.

– Какие задачи стоят перед современной системой сертификации в отрасли спутниковой навигации?

– Основная задача в этом направлении – создать условия к тому, чтобы на рынке осталась только качественная аппаратура, характеристики которой полностью соответствовали бы заявленным производителем. Для этого необходимо при проведении испытаний отсечь аппаратуру ненадлежащего качества, чтобы потребитель (заказчик) выбирал аппаратуру с чётко понятными приписанными характеристиками, а его дело – решать, подходит она для выполнения поставленных задач или нет.

– Спасибо, Олег Валентинович, за интересную беседу.

Полная версия статьи опубликована в журнале "Вестник ГЛОНАСС" Сентябрь, 2013 №3 (13)

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ ВЕСТНИК ГЛОНАСС

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~uqh5H
17.07.2025
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.
30.06.2025
Если верить Платону, его коллега и учитель Сократ видел в письменности большую угрозу для человечества. Письмо, говорил он, «вселит забвение в души людей», так как они перестанут развивать память и в дальнейшем будут полагаться исключительно на закорючки, нацарапанные на пергаменте.
16.06.2025
Примирением и лобызанием (виртуальным, конечно) закончилась ссора между Дональдом Трампом и Илоном Маском, от которой весь мир на некоторое время буквально встал на уши. Подоплёкой послужило значительное сокращение государственных программ США, в том числе субсидий на электромобили. Вслед за этим Трамп пригрозил перекрыть Маску бюджетный поток, благодаря которому тот стал «лучшим бизнесменом всех времён и народов».
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.