Статьи

Все флаги в гости будут к нам

4 Апреля 2017
Все флаги в гости будут к нам

Международный комитет по глобальным навигационным спутниковым системам (ГНСС) при ООН второй раз за свою более чем десятилетнюю историю приехал в Россию. Впервые совещание участников комитета в нашей стране проходило с 14 по 18 сентября 2009 году в Санкт-Петербурге. В этот раз устроители в лице ЦНИИмаш и госкорпорации «Роскосмос» решили провести конференцию в более теплом климате: недавно принявшем Олимпийские игры Сочи. 11-е заседание комитета прошло с 6 по 11 ноября. Поддержку российской стороне в организации заседания оказало Управление по вопросам космического пространства ООН (UNOOSA).

В заседании приняло участие свыше ста делегатов из более чем 30 стран мира и международных организаций, представляющих сообщества потребителей услуг спутниковой навигации. Это, в частности, Комитет содействия Гражданской службе GPS (CGSIC), Международная служба ГНСС (IGS), Комитет по исследованию космического пространства (COSPAR), Международная служба по вопросам вращения Земли и систем координат (IERS), Международный союз электросвязи (ITU), Международная федерация геодезистов (FIG), Международное бюро мер и весов (BIMP), Международная ассоциация институтов навигации (IAIN) и т.д.

Основными темами обсуждения стали выявление и снижение влияния помех на гражданские навигационные сигналы, повышение качества навигационных услуг, обсуждение перспектив развития и применения геодезических систем координат и шкал времени, используемых в навигационных спутниковых системах, а также вопросы повышения уровня образования в области спутниковой навигации.

Заседанию в Сочи предшествовала большая организационная и научная работа. Так, 6-7 июня 2016 года в Венском международном центре ООН под председательством генерального конструктора системы ГЛОНАСС - заместителя генерального директора ЦНИИмаш Сергея Карутина состоялось организационное заседание, посвященное подготовке к встрече членов Международного комитета по ГНСС в Сочи. Председательствовать на самом заседании в Сочи также было поручено С.Карутину.

Перед началом пленарного заседания заместитель генерального директора госкорпорации «Роскосмос» по автоматическим космическим комплексам Михаил Хайлов объяснил присутствовавшей прессе важность этого мероприятия: «Это крупнейшее и самое главное мероприятие в году по космической навигации. Оно проводится под эгидой ООН и в нем, в первую очередь, участвуют операторы ГНСС. В настоящий момент это: Российская Федерация с системой ГЛОНАСС, США с GPS, и, конечно же, те наши коллеги, которые в настоящее время развертывают свои спутниковые навигационные системы – Китай с системой BeiDou, Евросоюз с Galileo, Япония и Индия, которые используют свои региональные навигационные системы. Основная задача участников конференции – доклад о текущем состоянии каждой системы, перспективах развития систем и обмен мнениями по различным важным вопросам, совместимости работы систем на благо всего человечества».

Отвечая на вопрос журналистов, зачем в мире так много навигационных систем и все ли они нашли применение в бытовой электронике, представитель «Роскосмоса» ответил: «Навигационных систем никогда не бывает достаточно. Чем больше спутников на орбите, тем лучше навигационное покрытие. 24 аппарата системе ГЛОНАСС необходимо, чтобы обеспечивать навигацию на поверхности Земли в условиях хорошей видимости спутников, но в сложных условиях, допустим, горах, городской застройке, можно не поймать сигнал необходимого количества спутников одной системы. А когда вы используете несколько систем, у вас вероятность увидеть достаточное количество спутников повышается».

«Поэтому современные производители гаджетов делают чипы, которые работают не с одной системой GPS, а с несколькими. Например, в инструкции к одному из используемых мной гаджетов к моей гордости указано, что в нем используется не только приемник GPS, но и ГЛОНАСС. С появлением Galileo и развитием BeiDou более массово начнется использование в гаджетах и этих систем», - пояснил М.Хайлов.

Развить свою мысль о сотрудничестве различных глобальных и региональных спутниковых систем он смог в ходе приветственного слова, которое озвучил первым как представитель принимающей стороны.

«ГНСС являются частью национальных инфраструктур координатно-временного и навигационного обеспечения. Изначально создаваемые как составные части оборонно-промышленного комплекса сегодня навигационные спутниковые системы нашли применение в различных областях применения стран – в транспорте, сельском хозяйстве, строительстве и во много большем количестве отраслей», – рассказал М.Хайлов.

По его словам, при поддержке правительства Российской Федерации продолжается развитие ГЛОНАСС, проводится повышение ее характеристик, обеспечивается поддержание орбитальной группировки в необходимом составе. Он пояснил, что запуск новых навигационных спутников проводится в зависимости от технического состояния спутников, находящихся на орбите.

В своей речи М.Хайлов также отметил, что удовлетворение постоянно возрастающих потребностей потребителя является целью развития всех систем координатно-временного и навигационного обеспечения вне зависимости от того, какому государству принадлежит система.

«Например, на первоначальном этапе развития системы ГЛОНАСС считалось достаточным обеспечение точности навигации в 100 метров, теперь потребитель хочет гарантированно решать навигационные задачи со значительно лучшей точностью, причем в плотной городской застройке, при наличии помех, в горной местности, в закрытых помещениях. Но, как показывает опыт, одна навигационная спутниковая система не всегда способна обеспечить все эти требования, поэтому общая задача всех провайдеров – объединение усилий и активное взаимодействие при обеспечении совместимости и взаимодополняемости всех глобальных и региональных навигационных спутниковых систем», – подчеркнул М.Хайлов.

Он сообщил, что Россия следит за успехами Китая, ЕС, Индии и Японии в развитии своих навигационных спутниковых систем. «И сегодня мы с уверенностью можем сказать, что мультисистемный мир ГНСС становится реальностью», – заявил представитель «Роскосмоса».

В условиях мультисистемности важной задачей становится не только обеспечение совместного функционирования спутниковых систем, но и расширение сфер их использования, продвижение технологий спутниковой навигации во всем мире. «Все это делается для того, чтобы потребители во всем мире, на любой точке земной поверхности, в околоземном космическом пространстве могли бы максимально использовать преимущества спутниковой навигации в интересах экономического развития», – заявил он.

Вслед за М.Хайловым участников конференции поприветствовал мэр Сочи Анатолий Пахомов, а затем с речью выступила директор Управления ООН по вопросам космического пространства Симонетта ди Пиппо.

От своего имени и имени организаторов она поприветствовала участников заседания и поблагодарила российскую сторону за теплый прием, рассказала о важности взаимного обмена мнениями между операторами и потребителями ГНСС, необходимости совместной работы на благо всех стран мира.

«Мне приятно отметить, что международный комитет по ГНСС служит образцом международного сотрудничества. Я надеюсь, что заседание принесет пользу всему миру», – сказала она в приветственной речи.

После этого свои доклады перед собравшимися озвучили провайдеры систем и услуг. Первым о текущем состоянии и модернизации системы ГЛОНАСС рассказал представитель «Роскосмоса» Иван Ревнивых.

По его словам, правительство продолжает работу по развитию системы координатно-временного и навигационного обеспечения, главным сегментом которой является ГЛОНАСС. В части обновления группировки, рассказал он, подписаны контракты на создание спутников следующего поколения. В настоящее время, напомнил И.Ревнивых присутствующим, на орбите находится два спутника серии «Глонасс-К1», а некоторое количество спутников «Глонасс-М» работают за пределами гарантийного срока активного существования. В наземном резерве находится семь аппаратов «Глонасс-М», готовых к запуску по требованию. Согласно плану обновления группировки, они могут быть запущены в космос в ближайшие два года, указал он.

Вслед за ним на трибуну поднялся представитель США Кен Александер, который рассказал об организационной структуре системы GPS, текущем состоянии группировки, в которой средний возраст спутников преодолел отметку в 8 лет, а рекордсменом является аппарат со сроком существования в 19 лет. По словам представителя США, GPS готовится к обновлению группировки на аппараты нового поколения F3. Запуск первого планируется на декабрь 2016 года. Второй и третий спутники находятся в финальной стадии сборки, с четвертого по восьмой – в разной стадии готовности.

Похваставшись успехами, К.Александер не обошел стороной и проблемные вопросы. Так, он рассказал, что в январе из-за ошибки в загрузке неверных временных данных в системе GPS произошел сбой, затронувший 15 спутников. В период с 25 по 26 января 2016 года в течение 14 часов они работали некорректно.

Представитель Европейской комиссии Питер де Смет в своем выступлении рассказал о расширении географии применения функционального дополнения EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service) на 17 стран Африки, ближайших кластерных запусках навигационных спутников европейской системы и планах увеличения группировки к 2020 году до 30 аппаратов. Касаясь вопроса функционирования пятого и шестого аппаратов, выведенных на нерасчетную орбиту, Питер де Смет признал, что полноценное их использование невозможно и основная их задача сейчас – функционирование как спутников системы поиска и спасания.

Китайский представитель Ма Дзяцын сообщил о планах запуска космических аппаратов нового поколения BeiDou-3 в 2017-18 годах и завершения формирования орбитальной группировки к 2020 году, после чего она будет доступна пользователям по всему миру. Внедрение аппаратуры BeiDou в транспортном комплексе Китая он оценил в 3 млн единиц, а также сообщил о 11 пилотных проектах по внедрению BeiDou-технологий в сельском хозяйстве, морских перевозках, рыбной ловле и других сферах.

Представитель Индии Нилеш Десай, рассказал о ребрендинге Индийской региональной навигационной спутниковой системы в NAVIC (NAVigation with Indian Constellation), планах наращивания группировки до 2027 года и совместимости с GPS.

О развертывании дополнительных спутников говорил и представитель Японии Сатоши Когуре. По его словам, в 2017 году будет запущено еще три навигационных спутника, а к 2023 году их количество должно быть увеличено до семи аппаратов.

Своим впечатлением от участия в заседании в беседе с «Вестником ГЛОНАСС» поделился начальник аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Алексей Муравьев, который отметил большое количество прозвучавших на мероприятии докладов по вопросам высокоточной навигации. «Эту тему затронули представители всех стран-провайдеров. Традиционно интересен был доклад доктора Паркенсона, который в частности отметил основные сферы применения именно высокоточных средств спутниковой навигации», - сказал он.

Среди наиболее важных вопросов, осаждавшихся в ходе секционных заседаний, А.Муравьев назвал развитие инициатив по проведению международных экспериментальных проектов, направленных на формирование требований к навигационным сервисам и отработку перспективных методов мониторинга навигационных полей в интересах развития в первую очередь технологии РРР (Precise point positioning). 

«В том числе, обсуждались доклады представителей Информационно-аналитического центра Координатно-временного обеспечения по организации проведения пилотного проекта (Trial project). Сергей Силин в своем докладе заявил о нашей готовности принять участие в указанном проекте в целях отработки технологий локальной навигации и комплексирования относительных и абсолютных режимов с использованием базовых станций и фазовых приемников собственной разработки», - рассказал А.Муравьев.

В свою очередь сам Сергей Силин (начальник отдела международного сотрудничества Аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей) рассказал о своем докладе: «Я принимал участие в совещаниях подгруппы по взаимодополняемости и стандартам открытых услуг рабочей группы S по сигналам, системам и услугам. В своей презентации «Решение вопросов взаимодополняемости ГНСС на потребительском уровне» мной было отмечено, что эти вопросы могут решаться по следующим основным направлениям: на уровне приемной пользовательской аппаратуры и на уровне функциональных дополнений, который, в свою очередь, подразделяется на два уровня: уровень космического сегмента и уровень наземного сегмента».

С.Силин также отметил, что большое впечатление на него произвел доклад «Орбитальная спутниковая динамика и моделирование» Марека Зибарта. В докладе были приведены данные о результатах моделирования влияния давления солнечной радиации на космические аппараты и учитываемые при расчете их орбит. Эти исследования проводились с использованием ГНСС.

Из российских сообщений С.Силину понравилось выступление Анатолия Зейлигера из Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева по теме «Перспективы применения высокоточной навигации в ирригационном земледелии». В докладе была приведена мотивация подобного использования (изменение климата, экономическое развитие, урбанизация, рост численности населения), мировая нехватка воды и воздействие глобального потепления; описано состояние ирригации в мире сегодня; водная эффективность использования традиционной ирригации и координатно-предписанной ирригации; использование данных ГНСС и референцных станций в координатно-предписанной ирригации.

«Использование этих технологий на основе данных RS & GNSS может увеличить урожайность орошаемых зерновых культур приблизительно на 15-30%, повысить эффективность использования воды приблизительно на 20-40%, снизить потери поливной воды в 2-3 раза, сохранить энергию для перекачки воды приблизительно на 10-15%, снизить неблагоприятные воздействия на воду и земельные ресурсы, обеспечить орошаемое сельское хозяйство», - сообщил данные доклада С.Силин.

По его словам, одним из главных впечатлений от конференции стал растущий интерес мировой общественности к применениям ГНСС в народном хозяйстве.


Полная версия статьи доступна в электронной версии журнала "Вестник ГЛОНАСС"

Источник: Журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~d2aT6
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.