Статьи

Модернизация сельского хозяйства и навигационно-информационные технологии

25 Сентября 2013

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности РФ приобретают всё большее значение. В этой связи важно обеспечить непрерывное технологическое развитие всех составляющих агропромышленного комплекса РФ, а также необходимый уровень государственного контроля в отношении использования сельскохозяйственной техники и обеспечивающего автотранспорта, соблюдения агротехнологий. В решение этих задач призваны внести свой вклад и навигационно-информационные технологии.

Потребление сельскохозяйственной продукции стремительно растёт в мире и в России. Этот процесс сопровождается истощением природных ресурсов, выводом сельскохозяйственных земель из оборота, другими негативными факторами. В этих условиях необходимо избежать в недалёком будущем беспрецедентных сложностей с обеспечением продовольствием населения, вытеснения отечественной сельскохозяйственной продукции импортной.

Одно из решений проблемы – осуществление комплекса мер по интенсификации инновационного развития системы земледелия РФ и системы машин, используемых в сельскохозяйственном производстве. Нельзя забывать, что инновации – не самоцель, они должны обеспечить серьёзное повышение эффективности действующей системы.

В России есть собственные действующие системы земледелия и сельскохозяйственных машин. Именно они сегодня нуждаются в инновациях, основанных на знании адаптивно-ландшафтных особенностей многозонального российского земледелия.

В свою очередь, российские разработчики навигационной и геодезической аппаратуры обладают техническими наработками для создания и внедрения доступных по технико-экономическим параметрам навигационно-информационных аппаратных комплексов для применения в сельском хозяйстве.

В отличие от доминирующих предложений зарубежных конкурентов по интеграции агротехнологий с инфраструктурой высокоточного позиционирования, отечественные комплексы даже в условиях её отсутствия или неполноты вполне достаточны для реализации многих функций. В том числе таких, как пространственная привязка объектов конкретного сельскохозяйственного комплекса; высокоточное позиционирование сельскохозяйственных агрегатов с помощью глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС); навигационно-информационная поддержка управления подвижной техникой, включая «параллельное» вождение и т.п.

В России имеется элементная база отечественной разработки для навигационной аппаратуры потребителей (НАП). Разработаны и испытаны доступные для практического применения отечественные образцы оборудования высокоточного позиционирования сельскохозяйственной техники с точностью определения местоположения не хуже 5-7 см в реальном масштабе времени. Такая точность обеспечивается путём локального применения пары станций ГНСС, находящихся в условиях прямой видимости, – базовой станции и ровера, установленного на подвижном объекте (тракторе, комбайне или другой самоходной технике).
Причём одной базовой станции достаточно для управления любым количеством работающих в указанных условиях связности подвижных объектов, что особенно важно для координации комплексных работ при проведении посевной и уборочной кампаний. Такая аппаратура требует минимальных навыков персонала, получаемых буквально «в темпе» применения.

На начало 2013 года запуск соответствующих решений в серийное производство и налаживание процессов их внедрения сдерживался как технико-экономическими факторами «самоустранения» государства от процессов технологического совершенствования сельскохозяйственных работ, так и отсутствием «понятной» и долговременной (хотя бы на 5-6 лет) государственной политики в области развёртывания производства и применения такой техники.

Причин, сдерживающих комплексное применение технологий «точного земледелия» в России, несколько. Это, например, высокая стоимость оборудования и услуг, которые предоставляются в России зарубежными производителями и компаниями практически монопольно, а также отсутствие отечественных разработок и серийного производства специализированных аппаратных комплексов, необходимых для реализации технологий автоматического управления технологическими процессами сельскохозяйственных машин. К другим причинам можно отнести отсутствие серийного производства отечественной сельскохозяйственной техники, адаптированной к применению в современных технологиях земледелия, и отечественных комплексных отраслевых программных продуктов, ориентированных на обеспечение проектирования агротехнологий, планирования и оперативного управления процессом производства сельскохозяйственной продукции. Отсутствуют также анализ и поддержка принятия управленческих решений по фактическим результатам применения агротехнологий в целом, а не только отдельных элементов «точного земледелия».

Кроме того, в стране отсутствует государственная поддержка сельхозпроизводителей, осваивающих современные технологии. Ощущается недостаток нормативной базы, устанавливающей характеристики и правила применения аппаратуры, программно-аппаратных комплексов и систем в отечественном сельском хозяйстве, а также упорядочивающей обращение на рынке Российской Федерации продукции зарубежного производства. Не используются возможности существующих, развёрнутых на территориях субъектов РФ, региональных сетей контрольно-корректирующих станций.

Не готовы также функциональные дополнения для системы «ГЛОНАСС – СДКМ» (система дифференциальной коррекции и мониторинга), необходимые для бесплатного предоставления российским потребителям корректирующей информации, повышающей точность и достоверность навигационных определений.

В результате широкомасштабное внедрение технологий российской системы ГЛОНАСС в России сегодня связано лишь с развёртыванием навигационно-информационных систем мониторинга подвижных объектов, в первую очередь – транспортных средств.

Для получения в отечественном сельскохозяйственном производстве явных преимуществ, экономического эффекта от внедрения современных навигационно-информационных технологий, требуется учитывать наличие ряда проблем:

1. Внедрение указанных продуктов требует создания весьма существенных и дорогостоящих инфраструктурных компонентов, что, как правило, слишком дорого для разрозненных потребителей;

2. Затраты на сбор точных данных высоки. Получение адекватной информации для современных адаптивных систем земледелия без существенных материальных вложений – историческая проблема. Системы сенсорных датчиков, устанавливаемых на технику, способствуют решению этой проблемы, однако не обойтись без дополнительной информации, полученной по результатам данных спутникового дистанционного зондирования и оперативных наблюдений в период вегетации растений. Эти услуги в России доступны далеко не каждому сельхозпроизводителю;

3. Многие потенциальные пользователи не готовы согласовать систему критериев оценки выгод применения современных систем земледелия. Это наиболее распространённое критическое замечание в адрес «точного земледелия».

Показателен опыт отдельных сельхозпроизводителей и фирм агропрома стран Северной Америки и Европы, которые в 1990-е годы были первопроходцами в освоении комплексных высокотехнологичных систем земледелия. Достигнув высоких показателей производительности труда, урожайности и рентабельности агропроизводства за счёт фрагментарного применения технологий «точного земледелия», эти компании, тем не менее, не избежали проблем из-за нарушения экологии. В немалой степени и потому, что ими применялись отдельные элементы технологий сельскохозяйственного цикла с целью быстрого повышения прибыльности агробизнеса. При этом не использовалось моделирование и прогнозирование результатов воздействия конкретной технологии и комплекса машин на конкретный участок, поле.

Компьютерные технологии давно готовы к решению задач такого уровня. У России есть возможность избежать негативных последствий для экологии за счёт правильной стратегии взаимодействия госорганов, ответственных ведомств системы ГНСС, компаний, предлагающих прикладные решения на базе ГНСС в сельском хозяйстве и производителей сельхозтехники.

В декабре 2012 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» и в её составе – федеральную целевую программу «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы».

Разработанные и утверждённые государственные и федеральные программы содержат мероприятия по созданию условий для применения информационно-навигационных технологий в создании системных, комплексных решений для сельского хозяйства и снятию ряда острых текущих проблем в этой сфере. Вот некоторые из таких программных мероприятий:

• ввод в эксплуатацию широкозонной системы дифференциальной коррекции и мониторинга с использованием спутников-ретрансляторов «Луч-5а», «Луч-5б». Это обеспечит территорию России услугами широкозонных функциональных дополнений космического базирования, аналогичными услугам систем WAAS (США) и EGNOS (Евросоюз) с погрешностью определения местоположения в реальном времени в государственной геоцентрической системе координат за счёт космического сегмента без использования дополняющих систем к 2016 году – 1,1 м, к 2020 году – 0,6 м;
• создание в период до 2015 года базовых чипсетов и модулей приёма и обработки сигналов ГЛОНАСС, необходимых для производства навигационной аппаратуры потребителей. Работа проводится с учётом развития ГНСС, возрастающих требований потребителей и расширения областей применения спутниковой навигации в социальной и экономической сферах, а также приёмников дифференциальных дополнений;
• создание перспективного многофункционального комплекса и центров наземных средств приёма, регистрации и обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и на его основе – интегрированной спутниковой системы. Предполагается завершение развёртывания Единой территориально-распределённой информационной системы (ЕТРИС) дистанционного зондирования Земли в полном составе – в 2020 году, формирование на основе ЕТРИС ДЗЗ системы предоставления данных потребителям – в 2025 году.

Государственный сценарий известен. Согласно ему, сроки готовности функциональных дополнений ГНСС ГЛОНАСС, которые обеспечат точность, необходимую для сельскохозяйственных технологий, – 2020 год, а сроки готовности национальной системы предоставления потребителям данных дистанционного зондирования Земли – 2025 год.

Второй сценарий – упрощённый. Отечественный бизнес не изобретает и не создаёт ни технологий, ни оборудования, ни машин. Продолжает заниматься тем, что не требует усилий – продавать импортную продукцию. Зарубежные производители неуклонно расширяют свою долю на российском рынке – как по техническим системам для «точного земледелия» и услугам предоставления необходимой точности навигационных определений, так и по продвижению в Россию современных агротехнологий и сопутствующих им линеек сельскохозяйственной техники и машин.

Третий сценарий – создание отечественных технологий путём объединения науки, производителей техники, разработчиков навигационной аппаратуры и электроники, образования стратегических союзов в интересах собственного технологического и инновационного развития, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках.

Решение данных задач требует реализации комплекса системных мер:

• формирование инфраструктуры информационно-навигационных технологий в виде единой системы координатно-временного обеспечения, единой системы государственных навигационных карт, системы предоставления данных дистанционного зондирования Земли и обеспечения доступности инфраструктуры информационно-навигационных технологий конечному потребителю*1);
• формирование нормативно-правовой базы, способствующей техническому прогрессу и упорядочивающей обращение на рынке России продукции зарубежного производства;
• расширение перечня контрольно-надзорных функций за использованием сельхозтехники, машин и применяемых агротехнологий;
• создание научной базы применения современных технологий земледелия с учётом агроэкологического многообразия земель сельскохозяйственного назначения РФ;
• разработка и освоение системы сельскохозяйственных машин для реализации современных технологий земледелия;
• разработка и коммерциализация информационно-навигационных технологий для применения в современных системах земледелия;
• создание понятного механизма координации между государством, наукой, потребителем, разработчиками и производителями сельскохозяйственной техники, разработчиками и производителями навигационной аппаратуры, программных продуктов и навигационно-информационных систем на их основе в целях обеспечения единства, комплексности и высокого уровня практического взаимодействия информационных, навигационных и аграрных технологий при реализации мероприятий.

Нет сомнений в том, что третий сценарий является вполне приемлемым и уже сегодня доступен для реализации. С приходом в практику заданных федеральными программами общедоступных навигационно-информационных продуктов эти системы практически естественным образом могли бы быть переведены на их использование на основе уже освоенных технологий и имеющегося навигационного оборудования.

ПРИМЕЧАНИЕ

 *1) Мера реализуется мероприятиями государственной программы «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы», «Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы» и Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы».

Алёна Петрова, руководитель проектов «НИИ прикладной телематики» (входит в SpaceTeam® холдинг).
Дмитрий Репин, ведущий аналитик «НИИ прикладной телематики», к.с.н.

Статья из журнала "Вестник ГЛОНАСС" Сентябрь, 2013 №3 (13)

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~exPh9
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.