Статьи

Как обезопасить навигационно-информационную деятельность

2 Марта 2017
Как обезопасить навигационно-информационную деятельность

В последнее время активно внедряются государственные и частные программы глобального действия, использующие навигационно-информационные технологии, такие как «Платон» (12-тонники), тахографы, «ЭРА-ГЛОНАСС», «умное страхование», «цифровой город», автономные и сетевые автомобили, каршериногвые и райдшеринговые сервисы (uber, gett-taxi, яндекс-такси и т.п.). Нарушение информационной безопасности этих и подобных систем (программ) напрямую и косвенно влияет на национальную безопасность, а может угрожать здоровью и жизни пользователей. На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» по наиболее уязвимой области сфер использования навигационно-информационных технологий отвечает Игорь Хереш, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Т-One Group.

Игорь, какова, по-вашему, роль государства и частного предпринимательства в решении задачи информационной безопасности?

С развитием и проникновением новых технологий во все области нашей жизни, конечно, мы приходим к тому, что появляются проблемы в области защиты данных. Это одна из наиболее острых тем на текущий момент. На эту тему ежегодно проводится несколько сотен конференций во всех уголках планеты, ведь кибер-атаки – это проблема не только нашей страны, скорее теперь это касается всех нас, как частей глобальной объединенной сети.

Государство, конечно должно принимать активное участие в регуляторики по обеспечению безопасности как частной информации каждого из нас, так и информации международного уровня. К сожалению, ни в России, ни в мире еще не нашли способ гарантировать стопроцентную безопасность от информационных атак. Трудно предположить, когда и при каких условиях будет решена эта задача. До тех пор невозможно будет говорить об существенном распространении «умных» транспортных инфраструктурных подсистем в единое целое, так как риск быть атакованным слишком велик.

Как соблюсти паритет между бизнес-интересами и регламентирующими (запретительными) мерами?

Слово «регламентирующие» далеко не всегда несет отрицательные изменения или ограничения. Например, вспомним все гражданские государственные проекты системы ГЛОНАСС. Именно регламентирующие инструменты позволили сделать большой шаг российской навигационной отрасли и обогнать Европу в вопросе глобальной системы по спасении жизни при ДТП. Таким образом, нельзя сказать, что регламентирующие меры оказались негативными. В данном случае, наоборот, благотворно повлияли на развитие отрасли.

В России и США, странах, предоставляющих услуги ГНСС в полном объёме, активно проводится модернизация всех подсистем (орбитального комплекса, наземного контура управления и навигационной аппаратуры потребителя) по вопросам помехоустойчивости, надёжности и совместимости навигационных сигналов. Как, на ваш взгляд, могут поучаствовать в этом процессе участники навигационно-информационного рынка? 

Непосредственными участниками навигационно-информационного рынка являются операторы сотовых сетей, телематические операторы, картогарфические компании и т. д. и они также принимают непосредственное участие в развитии и модернизации систем ГНСС.

Есть ли в этом необходимость?

Необходимость будет всегда. Более того, уже появляются потребность в системах высокоточного позиционирования. Модернизация подсистем для улучшения точности и качества приема сигнала шла, идет, и будет идти всегда.


Беседовал Константин Крейденко.


Приглашаем для обсуждения темы.

Источник: Журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~UNfbP
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.