Как обезопасить навигационно-информационную деятельность
В последнее время активно внедряются государственные и частные программы глобального действия, использующие навигационно-информационные технологии, такие как «Платон» (12-тонники), тахографы, «ЭРА-ГЛОНАСС», «умное страхование», «цифровой город», автономные и сетевые автомобили, каршериногвые и райдшеринговые сервисы (uber, gett-taxi, яндекс-такси и т.п.). Нарушение информационной безопасности этих и подобных систем (программ) напрямую и косвенно влияет на национальную безопасность, а может угрожать здоровью и жизни пользователей. На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» по наиболее уязвимой области сфер использования навигационно-информационных технологий отвечает Игорь Хереш, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Т-One Group.
Игорь, какова, по-вашему, роль государства и частного предпринимательства в решении задачи информационной безопасности?
С развитием и проникновением новых технологий во все области нашей жизни, конечно, мы приходим к тому, что появляются проблемы в области защиты данных. Это одна из наиболее острых тем на текущий момент. На эту тему ежегодно проводится несколько сотен конференций во всех уголках планеты, ведь кибер-атаки – это проблема не только нашей страны, скорее теперь это касается всех нас, как частей глобальной объединенной сети.
Государство, конечно должно принимать активное участие в регуляторики по обеспечению безопасности как частной информации каждого из нас, так и информации международного уровня. К сожалению, ни в России, ни в мире еще не нашли способ гарантировать стопроцентную безопасность от информационных атак. Трудно предположить, когда и при каких условиях будет решена эта задача. До тех пор невозможно будет говорить об существенном распространении «умных» транспортных инфраструктурных подсистем в единое целое, так как риск быть атакованным слишком велик.
Как соблюсти паритет между бизнес-интересами и регламентирующими (запретительными) мерами?
Слово «регламентирующие» далеко не всегда несет отрицательные изменения или ограничения. Например, вспомним все гражданские государственные проекты системы ГЛОНАСС. Именно регламентирующие инструменты позволили сделать большой шаг российской навигационной отрасли и обогнать Европу в вопросе глобальной системы по спасении жизни при ДТП. Таким образом, нельзя сказать, что регламентирующие меры оказались негативными. В данном случае, наоборот, благотворно повлияли на развитие отрасли.
В России и США, странах, предоставляющих услуги ГНСС в полном объёме, активно проводится модернизация всех подсистем (орбитального комплекса, наземного контура управления и навигационной аппаратуры потребителя) по вопросам помехоустойчивости, надёжности и совместимости навигационных сигналов. Как, на ваш взгляд, могут поучаствовать в этом процессе участники навигационно-информационного рынка?
Непосредственными участниками навигационно-информационного рынка являются операторы сотовых сетей, телематические операторы, картогарфические компании и т. д. и они также принимают непосредственное участие в развитии и модернизации систем ГНСС.
Есть ли в этом необходимость?
Необходимость будет всегда. Более того, уже появляются потребность в системах высокоточного позиционирования. Модернизация подсистем для улучшения точности и качества приема сигнала шла, идет, и будет идти всегда.
Беседовал Константин Крейденко.