ГЛОНАСС-опрос: реалии ИТС в России
Интеллектуально-транспортные системы (ИТС) являются сложными инфраструктурными проектами, сложными в реализации как с технической, так и организационной точек зрения. Тем не менее, в сложившихся условиях сверхбыстрого роста количества личного транспорта и роста объёмов транспортных перевозок в целом, связанных с интеграцией России в мировое экономическое пространство (ВТО, Таможенный союз и т.д.), их внедрение в нашей стране становится необходимым. Потребность в ИТС ещё более усугубляется отсутствием в настоящее время возможностей у государства для масштабных инфраструктурных проектов экстенсивного развития пропускной способности российской транспортной инфраструктуры. Более всего это заметно в крупнейших городах страны, особенно в Москве, – они всё более напоминают гигантские «бутылочные горлышки» для смыкающихся на них региональных и федеральных транспортных потоков. Вместе с тем, Россия далеко не первая страна, целенаправленно работающая над интеллектуально-транспортными системами, способными управлять и оптимизировать транспортные потоки в масштабах страны, – сама концепция ИТС зародилась на Западе, именно там уже есть ряд показательных по эффективности примеров.
На этом фоне экспериментальным и, по меньшей мере, смелым шагом вперёд видится проект создания ИТС Москвы, – именно на нём будут обкатываться современные технологии, проводиться отладка взаимодействия множества информационно-технологических систем различных ведомств и служб, оттачиваться их взаимная работа как подсистем в составе единого целого. Реализация ИТС Москвы станет пилотным проектом и с другой точки зрения – как важное доказательство хороших возможностей для коммерциализации сервисов и услуг отечественной системы ГЛОНАСС. Пришла пора доказать всему миру, что мы, обладая этой крайне сложной в техническом плане навигационной системой глобального масштаба, способны использовать её потенциал на практике. В конечном итоге, минимальным элементом управления в ИТС будет выступать единица транспорта (ведомственного, личного, общественного, специального и т.д.), оборудованного навигационно-телематическим терминалом. Принципиально важным фактором при создании ИТС является их комплексность, что и определяет сложность и долгосрочность таких проектов. При этом простое оснащение городских транспортных средств навигационными приёмниками ГЛОНАСС не приводит ровно ни к какому положительному эффекту. Их нужно диспетчеризировать, попутно создавая связанную интермодальную модель общественного транспорта, полноценно взаимодействующую с городской инфраструктурой и коммунальным хозяйством. Первые шаги в Москве в этом направлении уже делаются, и единая карта проезда на всех видах общественного транспорта (метро, автобус, троллейбус, трамвай) – яркий тому пример.
Однако целенаправленная работа по систематизации и взаимосвязи городских линий общественного транспорта (в рамках проекта ИТС Москвы создана Единая автоматизированная система диспетчеризации и безопасности на наземном городском пассажирском транспорте, АСДУ-НГПТ, – соответствующим навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС оснащено уже более 10 тыс. единиц общественного транспорта) не приведёт к улучшению дорожной ситуации в городе, если не проводить аналогичные работы для других систем. Ведь сегодня в Москве существует ещё более десяти разрозненных систем контроля трафика и управления движением, несколько диспетчерских центров различной ведомственной принадлежности. Все их нужно связать воедино, не только обеспечив сбор текущей информации о дорожной обстановке, но и их взаимодействие. При этом внедрение навигационно-связных терминалов на транспорте и систем анализа трафика является лишь первым, «железным», этапом создания ИТС, а не самоцелью. Следующий и наиболее важный шаг – создание на их основе систем управления дорожным движением, способных прогнозировать развитие дорожной ситуации и распределять городской трафик, меняя интенсивность потоков и пропускную способность магистралей на требуемых направлениях. Грубо говоря, текущая «война всех против всех» на дороге, имеющая под собой в основе эгоистическое поведение миллионов индивидов, должно замениться их организованным и осмысленным существованием. Но это уже, скорее, общекультурный вопрос, и решение его может затянуться куда на большее время, чем требуемое для строительства ИТС Москвы. С другой стороны, невозможно не упомянуть о российской специфике, которая в применении к ИТС – по определению сложной комплексной структуры с разветвлённой иерархией – является крайне негативным фактором из-за бюрократичности, несогласованности политики и действий большого числа причастных ведомств.
Все это лишь дополняется отсутствием в настоящее время развитой универсальной законодательной базы по внедрению ИТС в России. Что считать ИТС, какие подсистемы в неё должны входить, как они должны друг с другом взаимодействовать, кто должен осуществлять комплексное управление ими, как организовать взаимодействие различных ведомств, как будет осуществляться прозрачное взаимодействие при трансграничных/транссубъектных перемещениях, какова степень гармонизации нормативно-правовой базы на различных управленческих уровнях – эти и многие другие вопросы остаются пока нерешёнными. Журнал "Вестник ГЛОНАСС" попросил различных экспертов в области развития дорожного хозяйства, комплексной интеграции, проектирования и развития концепции ИТС рассказать о мировом опыте создания таких систем, российской специфике, препятствиях и имеющихся возможностях для их создания, а также о значении ИТС в деле коммерциализации ГЛОНАСС. Все они отмечают, что само наличие системы ГЛОНАСС у России является неоспоримым ключевым преимуществом и, априори, фундаментальной основой для создания интеллектуальных транспортных систем. При этом сложности в межведомственном взаимодействии не являются исключительной особенностью нашей страны, что является следствием комплексной сложности самих ИТС. Вместе с тем, эксперты отмечают, что развитие ИТС в настоящее время сдерживается в результате практического отсутствия отечественного законодательства и стандартизации в этой области, а для их формирования необходимы общие усилия всех заинтересованных «потребителей» и «производителей».
1. Интеллектуальные транспортные системы в России и коммерциализация ГЛОНАСС.
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
1.2. Будут ли ИТС способствовать коммерциализации системы ГЛОНАСС?
2. Сложности в реализации концепции ИТС в России.
2.1. Какие организационные сложности и ограничения в законодательстве препятствуют запуску ИТС в России в полном масштабе?
2.2. Почему идёт разговор только об элементах ИТС, а не о системе целиком?
3. Проект ИТС Москвы.
3.1. Оценки реализуемого сегодня проекта ИТС Москвы?
3.2. Кто осуществляет реализацию проекта, на основе каких разработок?
Жозеф А. Жако, председатель Комитета МДФ (Международная дорожная федерация) по политике ИТС, вице-президент Kapsch:
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) помогают обеспечивать экологическую устойчивость транспортных систем, которая, в частности, включает в себя безопасную и эффективную перевозку людей и грузов с учётом экологических и социальных требований времени. Таким образом, основные проблемы дорожного транспорта, а именно: дорожное финансирование, дорожная безопасность, эффективность дорожного движения и защита окружающей среды наиболее эффективно могут быть решены путём ввода в эксплуатацию ИТС. Сильно перегруженные дороги в городской местности и высокое число дорожных происшествий со смертельным исходом дорого обходятся не только для российского ВНП, но и для общества. Дорожная безопасность и эффективность дорожного движения должны быть задачами первостепенной важности при размещении ИТС в России. А также в связи с грядущими крупными мероприятиями, проводимыми в России, например Всемирной летней Универсиадой 2013, Зимними Олимпийскими играми 2014 или Чемпионатом мира по футболу 2018. Эти крупные мероприятия часто являются поводом и катализатором для ускорения размещения ИТС.
1.3. Будут ли ИТС способствовать коммерциализации системы ГЛОНАСС?
– Россия, однако, с её полнофункциональной и действующей системой ГЛОНАСС, работающей на уже существующей инфраструктуре, находится в привилегированном положении для внедрения ИТС. Система ГЛОНАСС может выступать базовой инфраструктурной основой для инвестирования в ИТС с максимальной себестоимостью, поддерживая жизнестойкость бизнес-кейсов через её многофункциональное использование. В то же самое время система ГЛОНАСС приносит прибыль с инвестициями в ИТС.
2.1. Какие организационные сложности и ограничения в законодательстве препятствуют запуску ТС в России в полном масштабе?
– Организационные сложности обычно заключаются в отсутствии вертикальной интеграции и коммуникации между различными уровнями власти (государственной, региональной, муниципальной) и горизонтальной интеграции между учреждениями (министерства финансов, транспорта, внутренних дел) и другими органами власти, такими как дорожные службы или национальные организации в сфере ИТС. Однако это характерно не только для России, это проблема, скорее, национальных компетенций и сферы деятельности. ЕС старается упростить размещение ИТС при помощи регулятивных мер по гармонизации ИТС на европейском уровне – взять, например, инициативы по взаимодействию или перспективный план работы ИТС. На национальном уровне, для достижения целей общей транспортной политики, долгосрочная структура архитектуры ИТС обычно встроена в неё. Россия в скором времени должна принять федеральный закон, регулирующий гармоничный процесс развёртывания ИТС.
2.2. Почему идёт разговор только об элементах ИТС, а не о системе целиком?
– Опыт показывает, что рано или поздно всё сводится к избеганию изолированных прикладных программ, созданию сетей, связанных на муниципальном, региональном, национальном уровнях, и, вслед за этим, к переходу от разрозненных деталей к всеобщей сети. Кооперация и коммуникация также играют решающую роль на международном уровне. Международные организации, такие как Международная дорожная федерация (МДФ) или ассоциация Европейской организации концессионеров платных автодорог (ЕОКПА), – Россия является членом обеих организаций – представляют собой каналы по привлечению специалистов и позволяют опираться на лучшие практические примеры использования ИТС. Россия всё глубже проникает на международный рынок ИТС благодаря заключению более 30 меморандумов о взаимопонимании с национальными ассоциациями ИТС. Ещё один аспект, который я считаю ключевым для гладкого внедрения ИТС, – это рассмотрение миграционных возможностей систем на ранней стадии планирования архитектуры национальной ИТС. Это позволит создать дополнительные элементы системы – такие как контроль скорости, контроль веса, контроль высоты или взимание пошлин со всех автомобилей – по максимальной себестоимости и построить их на основе уже существующей инфраструктуры, такой как система ГЛОНАСС в качестве основы российской ИТС.
3. Иерархия и структура ИТС, её ключевые элементы, стадии создания?
– По определению, ИТС использует информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые поддерживают и оптимизируют все модели транспорта путём улучшения их работы с оптимальными затратами, как индивидуально, так и коллективно. Данная концепция ИТС состоит из элементов широкой области применения с большим количеством заинтересованных сторон, участвующих в ней. МДФ определяет следующие ключевые элементы и категории ИТС:
• ИТС, связанные с инфраструктурой: приложения, которые концентрируются на доступности и качестве транспортной инфраструктуры. Они могут использоваться, среди прочего, для регулировки пропускной способности, для создания системы оплаты за пользование дорогами, для обнаружения происшествий или опасных природных условий;
• ИТС, связанные с транспортными средствами: приложения, устанавливаемые в автомобиль для поддержки водителя в его работе и/или для оказания помощи в управлении парком транспортных средств;
• ИТС, связанные с пользователем: приложения, которые фокусируются на удобстве и эффективности для путешественников, убирающие барьеры при перемене транспортных средств и предоставляющие актуальную и предварительную информацию;
• ИТС, связанные с индустрией: приложения, нацеленные на снижение затрат и/или максимизацию прибыли при эксплуатации транспорта;
• ИТС, связанные с взаимодействиями автомобиль-инфраструктура/автомобиль-автомобиль: так называемые кооперативные системы, предвосхищающие оперативное взаимодействие среди автомобилей и между автомобилями и дорожной инфраструктурой для увеличения первичной безопасности движения;
• вспомогательные системы ИТС: приложения, нацеленные на переработку собранных данных, сохранение данных для дальнейшего анализа, встречную обработку и системную интеграцию, на обеспечение базы для потока специализированной, актуальной информации для дорожных администраторов и пользователей.
4. Расскажите нам, пожалуйста, об успешных примерах реализации ИТС, каковы концепции их развития?
– Позвольте мне рассказать о концепции приложений ИТС для улучшения дорожной безопасности до того, как перейду к успешным проектам ИТС. Дорожная безопасность обычно обеспечивается в комплексе трёх «Е»: Education, Engineering and Enforcement (Образование, Проектирование и Контроль). ИТС может использоваться во всех трёх элементах, содействуя формированию безопасной дорожной инфраструктуры путём создания более ясных, более точных предупреждений об опасности и откликов на дорожные инциденты. ИТС может обучать, помогать людям планировать путешествия, избегая опасных погодных условий, путешествуя в наименее напряженное время, может предупреждать водителя об усталости. Технология предоставляет дорожным пользователям информационные сервисы, основанные на ИТС, позволяя им чувствовать себя на дороге более спокойно, а также всё более инновационные пути мониторинга и гарантии того, что люди исполняют требования безопасности на дороге. Через использование ИТС возможно будет положительно влиять на поведение водителей во время движения.
Пример Австрийского национального дорожного оператора ASFINAG, установившего в тоннеле Кайзермюллен в Вене стандартную систему контроля скорости (ASCS, Average Speed Control System), является наиболее подходящей иллюстрацией вышеупомянутой концепции «трёх Е». ASCS создана для сокращения происшествий на большой скорости, для избегания инцидентов в тоннеле, для гармонизации потока автотранспорта, для сокращения выхлопов, спровоцированных частыми остановками транспортного потока, а также для воспитания дорожных пользователей. С этой целью система измеряет среднюю скорость автомобиля на заданном пути автодороги – вместо использования традиционных камер, измеряющих скорость в одной точке. Выгод у системы множество. Через год её использования было зафиксировано сокращение средней скорости более чем на 10 км/ч. Через два года использования количество аварий с телесными повреждениями сократилось на 33,3%, количество смертей и серьёзных телесных повреждений – на 48,8%. Принимая во внимание оба случая влияния на безопасность дорожного движения и на количество дорожно-транспортных выхлопов, данный пример стандартной системы контроля скорости показывает компьютерное соотношение затрат и выгоды от 1 до 5,3.
Еще один выдающийся пример ориентированного на прибыль приложения ИТС – это зона с низким уровнем выбросов (ЗНУВ) в г. Болонья. Она находится под управлением муниципалитета города Болонья и имеет целью снижение потока автомобилей в центре города и сокращение загрязнения воздуха и автомобильных выхлопов. ЗНУВ запрещает доступ сильно загрязняющим окружающую среду автомобилям (грузовикам и частным автомобилям) к городским территориям, согласно заранее оговорённой классификации. Технология используется для учёта автомобилей, въезжающих в зону, подлежащую оплате, для мониторинга выделенных полос для общественного транспорта, а также для мониторинга парковок в неположенном месте и штрафования нарушителей. Согласно отчётам, выгода исключительная: уменьшение общего количества транспорта на 23-31%, сокращение проблем с парковочными местами путём введения 1100 дополнительных перевалочных парковочных мест для облегчения въезда в зону общественного транспорта, сокращение нелегальных парковок на полосах для общественного транспорта на 55%, снижение загруженности, времени в пути внутри зоны, а также сокращение выбросов твёрдых частиц на 47%.
Владимир Крючков, генеральный директор НП «ИТС-Россия»
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– Внедрение интеллектуальных транспортных систем происходит в течение последних двадцати лет во всех развитых странах и на развивающихся рынках. В России мы сталкиваемся с теми же социальными проблемами, вызванными ростом автомобилизации населения и несоответствия транспортной инфраструктуры растущим потребностям в свободном перемещении людей и грузов, изменениями климата, нагрузкой на окружающую среду. В результате у нас очень высокие показатели аварийности и смертности вследствие транспортных происшествий, пробки и плохая экология в городах, заторы на дорогах, неэффективное использование транзитного потенциала России, которая в силу своего географического положения является естественным мостом между Востоком и Западом. ИТС служат для решения этих проблем.
1.2. Будут ли ИТС способствовать коммерциализации системы ГЛОНАСС?
– Встроенные в транспортные средства и объекты инфраструктуры элементы информационно-коммуникационных технологий позволяют делать транспорт более безопасным, доступным, комфортным и экономичным при меньших инвестициях в строительство новых транспортных путей. Развитие конкурентных преимуществ России в транспортной сфере должно основываться на лучших отечественных и мировых разработках. ГЛОНАСС – это уникальный ресурс, которым обладает Россия, поскольку спутниковые навигационные технологии являются базой для реализации значительной части приложений и сервисов ИТС.
2.1. Организационные и законодательные вопросы развития ИТС в России.
– Рынок ИТС развивается в нашей стране от конкретных задач, которые стоят перед руководителями городов, регионов, транспортной отрасли, правительства. Например, Москва задыхается от пробок – и первое постановление Правительства Москвы, которое подписал С.С. Собянин после назначения его мэром столицы, было: «О создании интеллектуальной транспортной системы города Москвы». Так появилась городская программа ИТС Москвы. Казань в этом году встречает гостей Универсиады из множества зарубежных стран и регионов России – власти Татарстана пригласили лучшие российские и международные компании для создания современных систем управления дорожным движением, чтобы создать комфортные условия для жителей Казани, гостей и спортсменов во время проведения спортивных состязаний. После окончания Универсиады построенная интеллектуальная инфраструктура будет служить населению республики. Требуются эффективные меры по снижению смертности на дорогах – появилась федеральная программа ЭРА ГЛОНАСС (Экстренное реагирование при аварии), направленная на максимально быстрое оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Увеличился товарооборот России с Евросоюзом и туристические потоки через границу с Финляндией – появились соглашение между министерствами транспорта Росси и Финляндии о создании интеллектуального транспортного коридора Хельсинки–Санкт-Петербург. Примеров внедрения элементов ИТС в России можно привести ещё множество: это и управление парками общественного транспорта и грузоперевозок, и платные скоростные магистрали, и олимпийский Сочи, и города, принимающие чемпионат мира по футболу в 2018 году, и весовой контроль грузовиков, и платёжные системы для общественного транспорта и парковок, и автоматизированные системы фиксации правонарушений и прогноза погодных условий – всё это элементы ИТС.
2.2. Почему идёт разговор только об элементах ИТС, а не о системе целиком?
– Чтобы проводить согласованную политику по развитию рынка ИТС, необходим федеральный закон «Об интеллектуальных транспортных системах» для обеспечения согласованного внедрения ИТС на территории России и, в частности, при пересечении границ с государствами, соседствующими с Российской Федерацией. На его основе требуется разработать приоритетные направления развития ИТС, технические требования, обеспечивающие совместимость и преемственность ИТС, региональные и городские программы ИТС, отражающие особенности и транспортные проблемы каждого региона России.
3.1. Оценки реализуемого сегодня проекта ИТС Москвы, кто осуществляет реализацию проекта?
– То, что такие масштабные проекты по внедрению ИТС для крупных городов начали реализовываться в России, – важный шаг к активному развитию рынка и отрасли ИТС в нашей стране. Этот проект координируется непосредственно Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (новое название: Департамент транспорта и связи Москвы); в качестве заказчика системы выступает Центр организации дорожного движения Правительства Москвы. Концепция проекта была утверждена Постановлением Правительства Москвы в январе 2011 года, которое предусматривает выделение на реализацию мероприятий программы в 2011 году 6,2573 млрд рублей из бюджета города.
3.2. Структура создаваемой ИТС Москвы?
– Основная задача создаваемой системы – переход к централизованному управлению транспортной системой города на мультимодальной основе, т.е. интегрирующей все виды транспорта, что позволит сократить транспортные заторы, повысить пропускную способность транспортных сетей, обеспечить управление парковочными местами, снизить потери времени и негативное воздействие транспорта на окружающую среду.
Для решения этих типичных для крупных городов проблем ИТС Москва будет включать:
• систему мониторинга параметров транспортных потоков;
• систему управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения;
• систему навигационно-информационного обеспечения на основе ГЛОНАСС;
• систему информирования участников дорожного движения;
• систему телеобзора;
• систему фотовидеофиксации нарушений ПДД;
• систему метеомониторинга;
• систему мониторинга парковочных мест;
• систему связи и передачи данных;
Интегрирующую систему, которая обеспечит обмен данными между системами ИТС Москвы, а также внешними системами, функционирование единой диспетчерской службы, защиту информации.
Андрей Паук, первый заместитель директора «Техносерв Интеграция» – директор по развитию бизнеса, директор Директората ГК «Техносерв»
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– Создание ИТС, конечно же, необходимо. Развитие общества, экономики и международных связей выдвигает высокие требования к транспортному обеспечению, что влечёт за собой рост количества транспортных средств. Соответственно, чем больше город, тем большее количество проблем возникает при реализации таких крупных систем, как ИТС. Одной из важных задач для таких городов, как Москва, является повышение пропускной способности дорог, терминалов, аэропортов, вокзалов.
В нашем понимании, интеллектуальная транспортная система – это комплексная система, охватывающая широкий спектр технических разработок, которые решают задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта, информирования граждан и предприятий об организации транспортного обслуживания на территории региона.
ИТС может включать в себя следующие подсистемы:
• автоматизированного мониторинга транспортных потоков;
• автоматизированного контроля соблюдения ПДД и обеспечения безопасности дорожного движения;
• автоматизированного управления транспортными потоками;
• автоматизированного информирования водителей;
• автоматизированного мониторинга дорожной ситуации;
• управления парковочным пространством.
Внедрение ИТС в РФ позволит повысить эффективность управления перевозками, сократить затраты на транспортировку грузов, пассажиров, обеспечить благоприятные условия для внедрения сервисов на основе ГЛОНАСС.
1.2. Будут ли ИТС способствовать коммерциализации системы ГЛОНАСС?
– ГЛОНАСС является базой современной ИТС, и представить себе реализацию комплексной системы без ГЛОНАСС мы не можем.
2.1. Какие организационные сложности и ограничения в законодательстве препятствуют запуску ИТС в России в полном масштабе?
– Реализация проекта ИТС – это не только внедрение различных автоматизированных систем и технических средств, но и решение множества организационных вопросов. Прежде всего необходимо собрать информацию с различных ведомств, согласовать планы реализации ИТС. В то же время, мы не согласны с формулировкой, что в законодательстве есть препятствия. Скорее, развитие законодательной базы и развитие ИТС идут параллельно. Внедрение новых технологий даёт импульс к модернизации законодательной базы. Это живой процесс развития и информатизации России.
3.1. Ваша оценка реализуемого сегодня проекта ИТС Москвы? Кто осуществляет реализацию проекта, на основе каких разработок?
– Оценивать проект можно только после его завершения, а насколько мы знаем, ИТС Москвы ещё не введен в полной мере в эксплуатацию. Мы следим за процессом с интересом, это новое, интересное решение, но о его эффективности выводы делать рано.
Константин Тихонов, руководитель службы управления проектами ООО «Системы и Связь»
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– Развитие информационных систем до уровня интеллектуальных – абсолютно закономерно. Создание в России ИТС и других подобных систем неизбежно, если мы хотим добиться эффективности управления в государстве и поддерживать высокий уровень технологий. Сейчас уже целесообразно говорить не о создании ИТС, а о создании единого информационного пространства страны, где ИТС занимали бы отведённое им место. ИТС выходят на передний план, поскольку, как и в других странах, транспортные проблемы в России являются очень критичными для государства и общества. Преимущества ИТС заключены в способности чрезвычайно быстро и точно оперировать большими объёмами информации, освобождая человека от рутинных процессов аналитики и управления. Они могут представлять на выбор человека готовые решения, и именно поэтому они очень перспективны.
2.1. Какие организационные сложности и ограничения в законодательстве препятствуют запуску ИТС в России в полном масштабе?
– Думаю, нельзя говорить об ИТС в России, как о единой централизованной системе. ИТС России – должно пониматься как совокупность региональных систем, построенных на основе единой архитектуры. При этом каждая из региональных систем может иметь свои особенности. Именно на уровне субъектов федерации ИТС могут быть наиболее эффективны, т.к. именно там происходят основные процессы управления. ИТС – это динамично развивающееся направление. Используемые в них технологии постоянно развиваются, а схемы их взаимодействия меняются. Какой-то вариант архитектуры надо утверждать в форме государственного стандарта и периодически обновлять. Надо описать и утвердить стандартами используемые в ИТС перечни и процедуры сбора данных, а также определить стандарты обмена данными между системами. Выбор технологий сбора данных можно предоставить самим регионам. ИТС и аналогичные системы – это всегда результат совместной работы четырёх основных групп участников: экспертов, чиновников, потребителей и технических специалистов. На мой взгляд, для успешной реализации ИТС в России необходимо создать в регионах и при Правительстве РФ рабочие группы или советы по данной тематике.
3.1. Оценки реализуемого сегодня проекта ИТС-Москвы?
– Создание ИТС Москвы имеет огромное значение для города, и эту работу я оцениваю положительно. Предпринимаемые Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы шаги по учёту транспортных потоков, оснащению камерами наземного транспорта, созданию транспортных моделей, изменению типов и унификации проездных билетов на городском транспорте считаю абсолютно правильными и соответствующими содержанию ИТС.
К сожалению, мне не удалось ознакомиться с финальной концепцией ИТС Москвы, поэтому сложно оценивать результаты деятельности по другим направлениям, например модернизацию системы управления дорожным движением. Если создателям удастся добиться чёткого понимания целей проекта, преодолеть внутренние разногласия и организовать взаимодействие с разработчиками других систем, например «Электронного атласа г. Москвы», есть все шансы сделать жизнь в Москве гораздо удобнее.
Владимир Хлебников, коммерческий директор ЗАО «Связь инжиниринг»
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– Это действительно необходимо в связи с задачей развития современных отечественных технологий, создания новых рабочих мест, обеспечения безопасности, развития внутреннего несырьевого рынка.
2.1. Какие организационные сложности и препятствия в законодательстве мешают полноценному внедрению ИТС в России?
– Прежде всего – отсутствие чёткой программы закупок и развития новых технологий у соответствующих ведомств, а также отсутствие прозрачных правил участия в программах НИОКР и закупках в этой сфере, отсутствие единой технической политики.
3.1. Как Вы оцениваете реализуемый сегодня проект ИТС Москвы? Кто его реализует? На основе каких разработок? И какая концепция взята за основу?
– Мы думали, что его реализует Департамент промышленности правительства Москвы и Роснано, но оказалось, что они не в курсе ряда проектов (например, проекта по Садовому кольцу). Чьи разработки и чья концепция – нам непонятно.
Константин Шенфельд, исполнительный директор ОАО «ВНИИЖТ»
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– Трудно переоценить значение интеллектуальных транспортных систем для всех видов транспорта нашей страны с её обширными территориями и необходимостью обеспечения мобильности населения и срочности перевозки грузов. Железнодорожный транспорт, выполняющий больше половины объёмов всех перевозок, остро нуждается в таких системах. Мы должны создать комфортные условия нашим пассажирам на всех стадиях их поездок. Они должны быть на уровне самых современных мировых достижений. Трудно представить себе решение этой задачи без широкого внедрения интеллектуальных транспортных систем. Наша страна является связующим звеном на евроазиатском пространстве, по её территории проходит ряд важнейших международных железнодорожных коридоров. Увеличение доли транзитных перевозок в межгосударственном сообщении предъявляет исключительно высокие требования ко всем показателям качества транспортного обслуживания. Их достижение возможно на основе массового использования новейших интеллектуальных систем. Это особенно важно в условиях необходимости освоения возрастающих объёмов перевозок при дефиците средств для экстенсивного развития инфраструктуры. В связи с этим интеллектуальные транспортные системы имеют неограниченные возможности для применения на отечественном железнодорожном транспорте. Их преимущество – в возможности быстрейшего и наиболее эффективного решения стоящих перед отраслью задач.
Асаул Максим Анатольевич, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры, Евразийская экономическая комиссия
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– В Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года выражена убеждённость в том, что дальнейшее развитие интеграции государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства способствует решению стоящих перед ними общих задач, в том числе по усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики. При этом отрасли транспорта Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации характеризуются наличием ряда системных проблем, препятствующих интеграционным процессам. К таким системным проблемам можно отнести и низкий уровень развития интеллектуальных транспортных систем в наших странах. Полагаю, что продвижение в этой области отвечает духу Декларации и будет способствовать интеграции транспортных систем государств-членов в мировую транспортную систему и, следовательно, – усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики».
Андрей Тихонов, директор по корпоративным продажам Samsung Enterprise Rus Company
1.1. Необходимо ли создание ИТС в России? В чём заключается практическая польза использования ИТС, их перспективы?
– Создание интеллектуальной транспортной системы является крайне важным и актуальным вопросом на уровне страны. Его решение требует комплексного подхода, который включает в себя государственное регулирование, создание базовой дорожной инфраструктуры и непосредственно «интеллектуальную» надстройку, средства управления транспортными сетями. Мы, например, работаем именно с третьей составляющей – вместе с партнёрами разрабатываем комплексные предложения по логистическим центрам и управлению информационными потоками. Мобильные решения на базе оборудования Samsung позволяют получать, обрабатывать и анализировать данные независимо от местонахождения управляющего персонала логистических центров. И мы надеемся, что это будет новый уровень эффективности.
Материал из журнала "Вестник ГЛОНАСС" №2(12) 2013
Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru