Статьи

ГЛОНАСС-опрос. Господдержка ГЛОНАСС: что ждут производители

20 Октября 2013
«Вестник ГЛОНАСС» продолжает обсуждение насущных проблем отечественного рынка навигационных услуг и аппаратуры потребителей с участием ведущих специалистов, руководителей предприятий и экспертов. Сегодня мы попросили некоторых из них ответить на один и тот же вопрос: какие меры поддержки государства необходимы российским компаниям – производителям ГЛОНАСС/GPS-продуктов, чтобы они сумели вырасти на российском рынке навигации, занять существенную долю на нём и подготовиться к экспорту в будущем? Публикуем их ответы.

Ведущий аналитик Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Ольга КНОБЛИК:

Ответ на вопрос, как российским производителям продуктов ГЛОНАСС/GPS занять достойную долю на рынке, сводится к необходимости выпускать конкурентоспособную в глобальных масштабах продукцию. Конкурентоспособная продукция подразумевает наличие конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества – это результат исследований и разработок и, в конечном счёте, инновационной деятельности отдельной компании – института – научно-исследовательского коллектива.

Таким образом, в первую очередь задача государства заключается в создании условий, как минимум, не мешающих участникам рынка вести инновационную деятельность и инвестировать в разработки.

Не так давно мы опросили участников Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», в чём, на их взгляд, наиболее значимые помехи инновационной деятельности. Вот какие проблемы они назвали:

•    состояние неопределённости на рынке, связанное с неоднозначностью внутриотраслевых стандартов и законодательства;
•    недостаточная поддержка государством компаний (проблема общего законодательства);
•    нехватка свободных средств на инновационную деятельность (финансовая проблема);
•    нехватка научно-исследовательских ресурсов в компании (образование и подготовка специалистов);
•    отсутствие заинтересованности потребителей рынка в инновационной продукции (проблема спроса).
•    

По результатам опроса были обобщены предложения относительно того, какие меры нужны, чтобы устранить имеющиеся проблемы. Перечислю их.

1.Закрепление однозначной выполнимой законодательной и нормативной базы, целью которой должно являться определение стандартов для оборудования, способных отсеять недоброкачественную продукцию (особенно дешёвую, китайского производства). Часть участников рынка недовольны, что стандарты определяют комплектацию оборудования, а не задачи, которые оно должно решать. Стандарты на комплектацию, в свою очередь, ограничивают свободу в разработке оборудования и инновациях. Также необходима разработка эффективной системы сертификации оборудования и нормативов проверки, способных определить реальную работоспособность установленных устройств, а не формальное соответствие комплекту. Полномочиями оценки соответствия должен быть наделён финансово незаинтересованный, независимый орган.

2.Говоря о поддержке компаний, нельзя обойти вопрос финансирования и льгот. Это поддержка инновационных компаний (налоговыми льготами, ускоренной амортизацией, конкурсным финансированием через технопарки и инкубаторы, сниженными кредитными ставками и т.п.) и российского производителя (введение существенных пошлин на ввозимую навигационную продукцию).

3.Количество финансовых средств у компаний зависит преимущественно от спроса на продукцию (продажи товаров и услуг), количество же средств на развитие сводится к разнице между доходами и расходами предприятий. Таким образом, создавая систему льгот, финансирования и софинансирования для инновационных компаний и приоритетных направлений, государство будет способствовать высвобождению средств на развитие и снижать риски инновационной деятельности для отдельных компаний на территории РФ.

Также на рынке существует проблема, снижающая вероятность успешной реализации инновационной продукции, – недобросовестная конкуренция (административный ресурс, личные интересы ответственных за оснащение чиновников, навязывание ими в регионе продукции конкретных фирм и т.п.). Эта проблема также требует контроля и решения, так как подобные процессы пагубно влияют на конкурентные процессы и лишают компании, не имеющие административного ресурса, мотивации развивать и улучшать свою продукцию. Кроме того, когда в СМИ просачивается информация о навязывании должностными лицами продукции конкретной компании или о нецелевом расходовании средств, полученных на оснащение транспорта, такие новости оказывают отрицательное влияние на восприятие продукции ГЛОНАСС потребителем.

4.Нехватка научно-исследовательских ресурсов у компаний шире, чем образовательная проблема. Задача состоит не только в одной подготовке компетентных кадров на уровне профессионального образования, но и в организации диалога, сотрудничества между наукой (в том числе вузов), производителями и бизнесом (инвесторами) и площадок для обмена опытом между отраслевыми разработчиками.

Важную роль играет создание информационных структур по инновационным и перспективным направлениям в области технологического развития навигационной отрасли. Эту роль могут также играть интернет-порталы, собирающие информацию о современных технологиях в области навигации в различных странах.
Положительное влияние способна оказать организация отраслевых форумов, платформ, ежегодных выставок с привлечением зарубежных разработчиков, конкурентов и научно-исследовательских коллективов в целях обмена опытом в области навигации.

5. Сегодня вопрос коммерциализации ГЛОНАСС государство решает, делая ставку на регулируемый сегмент. Компании с административным ресурсом получают прибыль, поставляя в большинстве своём стандартизированное оборудование. Для того, чтобы потребитель был заинтересован в инновациях, необходимо выполнение условий: осознание необходимости общего типа оборудования (система мониторинга, «ЭРА-ГЛОНАСС»), положительный опыт практического использования и стремление потенциального потребителя получать информацию о предложении на рынке. То есть потребитель должен разбираться в продукте, функционале, характеристиках. Так появляются условия для рыночной конкуренции, потребитель начинает выбирать лучший продукт, соответствующий его потребностям, а компаниям приходится создавать и развивать это предложение. Задача государства – не мешать потребителю выбирать лучший продукт, а производителю – информировать клиента и бороться за него через маркетинг и совершенствование предложения.
Помехой таким условиям является крупномасштабное навязывание продукции государством незаинтересованному пользователю в сочетании с недобросовестной конкуренцией, когда компании имеют неформальные договорённости с руководством регионов, т.к. сочетание этих факторов создаёт условия, что большинству потребителей не надо разбираться в продукте, ведь что они должны купить, за них решили.

Директор по маркетингу SpaceTeam® холдинга Светлана ХАДОНОВА:

Навигационный рынок России, родившийся в начале 2000-х, с середины прошлого века уверенно растёт, и отечественные игроки занимают на нём достаточно крепкие позиции. И поверьте, есть ещё, куда расти. Российский рынок к 2020 году вырастет в 30 раз и составит $9 млрд. Общий объём мирового рынка спутниковой навигации в 2012 году составил $90 млрд, а в ближайшее время прогнозируется его двойной рост. В структуре мирового навигационного рынка доля России очень мала. Всего 1% рынка, включая производство оборудования и предоставление навигационно-информационных услуг. Российскому бизнесу явно есть, что развивать на внутреннем рынке, а также есть, куда расти и с чем выходить на международный рынок. Для этого у ведущих российских вендоров и системных интеграторов есть всё – конкурентоспособные технологии и разработки, инновационные решения, накопленный опыт и компетенции. Но для полноценного формирования массового спроса на российские технологии, в том числе ГЛОНАСС, стабильного развития участников навигационной отрасли и, что не менее важно, успешного технологического экспорта инноваций необходимы прогнозируемые, чётко описанные правила игры на рынке.

Для того, чтобы выйти на качественно новый уровень развития навигационного рынка, обеспечить необходимый уровень безопасности в регионах России, наработать новые компетенции, нужно сформировать ряд нормативных правовых актов, причём как на федеральном, так и на региональном уровнях. Ключевое место занимают нормативные правовые акты, которые, во-первых, регламентируют технические требования к оборудованию ГЛОНАСС, системам мониторинга и управления транспортом, протоколам передачи данных, во-вторых, устанавливают ответственность за невыполнение нормативных актов компаниями, осуществляющими перевозку пассажиров и опасных грузов. Все игроки навигационного рынка заинтересованы в том, чтобы при поддержке Некоммерческого партнёрства «ГЛОНАСС» работа с министерствами и ведомствами в этом направлении велась системно. Более того, необходимо, чтобы результаты этой работы доводились и активно использовались региональными органами власти.

Для выхода российских компаний на мировой рынок также крайне необходима поддержка государства. Каждая отдельно взятая компания не обладает достаточными ресурсами для продвижения российских технологий на глобальный уровень. При создании некоего консорциума, который был бы поддержан со стороны государства, в том числе и с точки зрения инвестиций, процесс внедрения и популяризации российских навигационных технологий и сервисов в мире значительно бы ускорился. Не сомневаюсь, что многие российские разработки, включая софтверные и хардверные продукты, могли бы успешно найти свои рыночные ниши и быть очень полезными для потребителей за рубежом. По моему мнению, сейчас актуально обеспечить участие российских компаний под «единым флагом» в ключевых международных отраслевых мероприятиях и выставках, посвящённых навигации, транспорту и связи, телекоммуникациям и пр. Именно такая поддержка сейчас необходима со стороны государства.

Генеральный директор «СпейсТимСервис» (входит в SpaceTeam® холдинг) Андрей ПЛАТОНОВ:

В последнее время в рамках проектов по внедрению систем мониторинга и управления транспортом в регионах России мы всё чаще сталкиваемся с вопросами, которые, в первую очередь, связаны с отсутствием структурированной законодательной базы в сфере навигационной деятельности. На данный момент существуют отдельные нормативные правовые акты, например приказы Минтранса России № 20, № 36 и др., однако они не формируют единую нормативную правовую среду и зачастую противоречат друг другу, так как не предусмотрены механизмы их реализации.

В прошлом году готовился, но так и не был принят проект приказа Минтранса России № 378 от 19 октября 2012 г., который как раз бы развивал положения приказа Минтранса России № 20, объяснял, каким образом мониторинговая информация должна передаваться от перевозчиков в автоматизированные центры контроля и надзора территориальных органов Ространснадзора через региональные навигационно-информационные центры (РНИЦ).

Требования к РНИЦ содержатся в приказе № 19 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2012 г. № 1367» по навигационно-информационному обеспечению в рамках автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «Север-Юг» и «Восток-Запад». Иными словами, законодательно определены требования лишь для РНИЦ 31 субъекта РФ, в то время как на территории нашей страны насчитывается 83 субъекта РФ.
По этой причине на рынке сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, есть требования к навигационно-связному оборудованию, с другой, отсутствует утверждённый алгоритм передачи навигационных данных для осуществления контролирующих функций Ространснадзором. Также не утверждены тарифы за передачу телематических данных. Какими они должны быть – региональными или федеральными?! Всё это должно быть официально прописано и, возможно, утверждено федеральным законом.

Нормативно-правовую базу необходимо систематизировать, чтобы, в том числе, создать основу для экспорта технологий в будущем, который достигается за счёт эффекта масштаба.

Именно эффект масштаба позволит достичь высокого качества производимого навигационного оборудования, значительно снизить его себестоимость для конечных потребителей. Таким образом, многомилионные тиражи и конкурентоспособные цены поспособствуют реализации высокоэффективной продукции на мировом рынке. И высокая устойчивость и качество приёма двухсистемного ГЛОНАСС/GPS-оборудования, безусловно, дают также конкурентное преимущество. Однако ещё раз подчеркну: если мы не перейдём на многомилионные тиражи, достичь конкурентоспособных мировых цен будет практически невозможно.

Насыщая собственный рынок навигационными продуктами, мы сможем подняться на качественно иную ступень развития. Например реализовывать выпуск чипсетов по технологии 35-40 нанометров, отвечающей общемировым тенденциям на минимизацию размеров ГЛОНАСС/GPS-устройств, расширение их функциональных возможностей и улучшение качественных характеристик.

Для продвижения отечественных решений на зарубежных рынках очень важно сотрудничество стран в рамках совместных программ и заключённых соглашений, международных договоров. Это традиционная практика международного взаимодействия для обмена опытом, ведения совместных коммерческих проектов, экономической интеграции стран для более эффективного ведения мирового хозяйства и реализации крупных, например научно-исследовательских, проектов. Хорошим примером использования технологий ГЛОНАСС может служить сотрудничество стран-членов Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана) в рамках создания системы экстренного реагирования (ЭРА-ГЛОНАСС, ЭВАК, ЭРА-РБ). Единый таможенный тариф закономерно способствует увеличению грузооборота и реализации транзитного потенциала стран. Внедрение ГЛОНАСС-решений в данном случае способствует оптимизации логистических цепочек, повышению транспортной безопасности, сохранности грузов и сквозному контролю их транспортировки.

Генеральный директор НИИ прикладной телематики (НИИ ПТ, входит в SpaceTeam® холдинг) Виталий ПОЛТОРАЦКИЙ:

Успешный экспорт технологий возможен при поддержке со стороны государства, прежде всего в части нормативно-технического регулирования как на российском, так и на зарубежном рынке.

В рамках развития российского навигационного рынка уже сделаны первые шаги, принят ряд национальных стандартов, предъявляющих требования к оборудованию, протоколам информационного взаимодействия бортового ГЛОНАСС-оборудования, серверов и межсерверного оборудования (приказ № 285 Минтранса России). Однако некоторые из них требуют корректировки в связи с созданием региональных навигационно-информационных систем (РНИС) в субъектах РФ в соответствии с приказом № 19 Минтранса России от 1 февраля 2013 года. Необходимо закрепить требования к региональным навигационно-информационным системам, принять национальные стандарты для того, чтобы разработчики и производители навигационно-связного оборудования отталкивались от базовых требований как к РНИС в целом, так и к подсистемам, которые в неё входят.

До сих пор не введена система обязательной сертификации ГЛОНАСС-оборудования, не определены ответственные за процедуру сертификации органы. А это критически важно при массовом внедрении технологий ГЛОНАСС, навигационном обеспечении социально-значимых перевозок. Сертификация – это основа предоставления гарантированного качества навигационной продукции потребителям, защита от недобросовестной конкуренции участников рынка.
Также не предусмотрен механизм контроля работоспособности оборудования, установленного на борту транспортного средства, иными словами, диагностики его исправности и технического обслуживания в случае необходимости, корректной передачи данных в систему. Без реализации данного механизма эффективное выполнение контролирующих функций Ространснадзором будет невозможно.

Нормативно-техническое регулирование на международном уровне предполагает использование общепринятых технических стандартов и направлено на выработку и принятие межгосударственных стандартов в области обеспечения транспортной безопасности. Так, в начале 2013 года коллегиальным решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕврАзЭС) внесены изменения в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». В частности, установлены сроки и указан перечень документов, на которые можно ориентироваться при создании собственных систем экстренного реагирования. Таким образом, в России создаётся «ЭРА-ГЛОНАСС», Белоруссия и Казахстан разрабатывают, соответственно, «ЭРА-РБ» и «ЭВАК», которые, благодаря технологическому единообразию, интегрируются и формируют единое навигационное пространство.

Практический результат – повышение пропускной способности транспортных магистралей, по которым перевозится большая часть грузов в рамках экономической интеграции. Стоит отметить, что системы реагирования на основе ГЛОНАСС и GPS спроектированы с учётом действующих норм международного права, включая Правила ЕЭК ООН № 94 и № 95.

Статья из журнала "Вестник ГЛОНАСС" Сентябрь, 2013 №3 (13)

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru


Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~yYTb0
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.