ГЛОНАСС в сельском хозяйстве – что хотели и что получается?
Вопрос использования ГЛОНАСС в агропромышленном комплексе на страницах журнала поднимался ещё в 2017 году, в 2018 году больше внимания было уделено цифровизации экономики, но актуальность использования ГЛОНАСС никто не снимал.
Современная отечественная сельскохозяйственная техника начала поступать в хозяйства, хоть и с иностранными комплектующими. Появились и новые «Кировцы», и комбайны Ростсельмаша, и прицепное (навесное) оборудование. Но их объёмы на российском рынке аграрных предприятий не впечатляют. На парламентских слушаниях в Государственной думе 15 апреля этого года на тему: «Продовольственная безопасность РФ и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты» Константин Бабкин, президент Росспецмаша, указал на следующее:
«У нас очень слабая обеспеченность сельского хозяйства техникой. Мы отстаём от других стран. Да, нам удалось остановить темпы выбывания техники. Но до того, чтобы достигнуть нормального уровня, хотя бы сравнимого с уровнем Белоруссии, нам ещё очень далеко. У нас – полторы лошадиных силы на гектар, в Белоруссии – пять.
Даже в комбайнах, где Ростсельмаш и в целом российские сельхозмашиностроители наиболее сильны, на внутреннем рынке мы занимаем сегодня лишь 55 процентов, если измерять рынок в деньгах. Если на весь рынок сельхозтехники посмотрим, то Ростсельмаш – крупнейший наш производитель – занимает 21 процент рынка. При этом мы соревнуемся и в России, и на рынках десятков других стран с зарубежными монстрами. Вот американский John Deere на 23,3 миллиарда долларов техники в год производит сельхозтехники. Вместе со строительно-дорожной техникой – это 33 миллиарда. У нас у Ростсельмаша, у нашего крупнейшего производителя, – 1 миллиард. То есть в 33 раза разница…».
Государство хочет любым способами обеспечить обновление парка сельскохозяйственной техники и необходимый парк для агропредприятий, но только последствия импортного нашествия могут оказаться слишком непредсказуемыми в свете цифровизации сельского хозяйства.
С полной версией статьи можно ознакомиться в бесплатном номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».