Статьи

DSRC-радиосвязь ближнего действия в интеллектуальной транспортной среде

20 Декабря 2013
Радиосвязь ближнего действия в транспортной среде – Технология DSRC (Dedicated short-range communications, выделенная связь ближнего действия) – один из важнейших компонентов интеллектуальных транс-портных систем (ИТС). Технология DSRC приобретает всё большее рас-пространение в сфере транспортных коммуникаций. Это связано, преж-де всего, с тем, что её применение позволяет существенно повысить безопасность, экономичность, комфортность поездок и перевозок на автомобильном транспорте.

БАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ-РАЗРАБОТЧИКИ

Устройства DSRC, созданные в соответствии с международными стандартами IEEE 802.11р и IEEE 1609, позволяют решать проблему оперативной передачи данных между автомобилями и объектами транспортной инфраструктуры с од-новременной минимизацией расходов на центры обработки данных, без созда-ния дорогостоящей инфраструктуры и задействования глобальных каналов ком-муникаций.

Дополнение DSRC технологиями динамической маршрутизации для построения одноранговых сетей, DTN (Delay&Disruption-Tolerant Networking – сетей, устойчи-вых к задержкам), глобального геопозиционирования ГЛОНАССS/GPS позволяет решить большинство проблем, характерных для традиционных систем управления и связи. Кроме того, данная технология позволяет существенно повысить технические характеристики системы за счёт размещения средств первичной обработки данных непосредственно на приёмо-передающих устройствах без отправки больших объёмов информации в вычислительные центры.

Благодаря таким технологиям, стали возможны не только автоматизация и ин-теллектуализация управления дорожным движением, а также построение систе-мы эффективного предотвращения столкновений, но и создание открытой плат-формы для конструирования целевых решений масштаба, сходного с масштабом «умных городов».

Технологии хорошо сочетаются с существующими решениями в области геопо-зиционирования, интерфейсами и протоколами передачи данных, коопери-руются с мобильной и наземной связью и дополняют традиционные ИТС-решения в тех случаях, когда скорости, надёжности и гибкости других систем связи оказывается недостаточно. Решения на базе DSRC признаны в мире как наиболее рациональные, дешёвые и современные в своей области и интенсивно развиваются при поддержке автопроизводителей, академического сообщества и индустриальных альянсов.

В результате внедрения инфокоммуникационных технологий в городскую инфраструктуру могут быть реализованы следующие компоненты интеллекту-ального города:
– управление дорожным движением (централизованное управление элемента-ми дорожной инфраструктуры; централизованное и локальное адаптивное управление дорожным движением; возможность автоматизации приоритетного проезда общественного и спецтранспорта; оперативная информация о плотности и скорости транспортных потоков в городе; оперативная информация о событиях в городской дорожной обстановке; оперативная информация об авариях и поломках на городском транспорте; диспетчеризация пассажиропотоков на основе информации о загруженности маршрутов; оптимизация маршрутов городского транспорта);
– безопасность (система оповещения пассажиров и водителей на транспорте; сохранение работоспособности сети при локальных или глобальных от-ключениях электроэнергии в городе за счёт автомобильных источников тока; возможность размещения на городском транспорте аудио- и видеорегистрато-ров, веб-камер, газоанализаторов, измерителей уровня радиации и т.п. для получения оперативной информации в городском ситуационном центре и всех заинтересованных ведомствах об обстановке на транспорте и в городе в целом; организация службы «тревожной кнопки» на транспорте с возможностью оперативной аудио- и видеосвязи с конкретным транспортным средством; глобальная диспетчеризация городского транспорта в случае возникновения чрезвычайной ситуации);
– сервис для пассажиров (информация о времени прибытия транспорта; новые удобные формы оплаты проезда; дополнительная информация и реклама на транспорте);
– услуги для города в целом (повышение ёмкости телекоммуникационных сетей; развитие услуг для государственных оперативных служб; вывод на рынок новых телекоммуникационных услуг).

Технология DSRC является разновидностью технологии Wi-Fi для применения на движущемся транспорте и обеспечивает следующие характеристики:
• практически мгновенное (менее 1/4 секунды) соединение;
• передача данных на скоростях до 100 мегабит на дальность до 1 км;
• устойчивая работа при движении транспорта со скоростью до 250 км/ч.

ИТС, как направление развития и совершенствования автомобильной отрасли, является относительно новой сферой разработок и исследований. Так, первые стандарты ISO, посвящённые интеллектуальным транспортным системам, по-явились в 1992 году. Именно тогда в рамках ISO был создан Технический коми-тет № 204 «Интеллектуальные транспортные системы» (ISO/TC 204 Intelligent Transport Systems).

В последующие годы процесс развития ИТС в различных странах приобретал всё более интенсивный и масштабный характер. Так, в октябре 1999 года в США Федеральная комиссия по связи (FCC) выделила полосу в 75 МГц в диапазоне с центральной частотой 5,9 ГГц именно для целей DSRC – технологии коммуника-ций транспортных средств на ближних расстояниях, предназначенной для ис-пользования в интеллектуальных транспортных системах. В дальнейшем, в авгу-сте 2008 года, Европейский институт телекоммуникационных стандартов (ETSI) также выделил полосу шириной 30 МГц в сантиметровом диапазоне с централь-ной частотой 5,8 ГГц для работы в сфере ИТС.

В различных странах интенсивно стала разрабатываться и наращиваться норма-тивная документация (в виде семейства стандартов и протоколов), поддержива-ющая это направление развития транспортной среды, а также различные техни-ческие устройства, реализующие идеи и функции, заложенные в модель ИТС.

Наиболее интенсивно этот процесс проходит в США. Весьма существенный вклад в развитие ИТС вносят европейские страны. В Азиатско-Тихоокеанском регионе несомненный приоритет в развитии ИТС принадлежит Японии.

Следует подчеркнуть, что основой и важнейшей составляющей частью совре-менных ИТС является именно технология DSRC – специально разработанная в интересах ИТС технология беспроводной связи транспортных объектов между собой и придорожной инфраструктурой. При этом, несмотря на широкие комму-никативные возможности современных технологий, предоставляющих множе-ственные каналы для обмена технической информацией, единого подхода в ре-шении задачи беспроводной связи в транспортной среде достичь пока не удает-ся. Общепризнанным является тот факт, что DSRC-системы различных стран, в том числе США, Европы и Японии, не являются совместимыми.

Проблема выработки общих подходов в постановке и поиске решений частных прикладных задач ИТС, объединения усилий различных национальных органи-заций в интересах скорейшего развития направления является весьма актуаль-ной. Сопрягаемость как аппаратной части, так и информационных компонентов систем – неизбежный этап становления национальных ИТС. В решении данной задачи центральное место занимает проблема унификации и стандартизации соответствующих нормативных документов, посвящённых DSRC. Большую рабо-ту в этом направлении предстоит проделать и российскому транспортному со-обществу: разработка нормативной документации в нашей стране находится в самой начальной стадии.

Авторы не смогли отыскать ни одной монографии или работы, посвящённой анализу этапов развития и современного состояния процесса стандартизации технологии DSRC. В данной публикации впервые, как представляется авторам, предпринимается попытка анализа, систематизации и обобщения мирового опыта создания нормативных документов, регламентирующих процесс разработ-ки, испытания и внедрения технологии DSRC для наземных видов транспорта (прежде всего автомобильного). С учётом сказанного авторы не претендует на исчерпывающую полноту изложения вопроса.

В статье, в частности, предлагаются классификация и схематическое структури-рование организаций-разработчиков стандартов DSRC. Приведены краткие ха-рактеристики организаций, занимающихся соответствующими разработками, изложено содержание и основные данные стандартов, поддерживающих технологию DSRC. Представленный в таком виде материал может оказаться полезным для специалистов, занимающихся проблемами разработки профильных приложений технологии радиочастотных коммуникаций ближнего действия применительно к интеллектуальным транспортным системам.

МИРОВЫЕ ЦЕНТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНДАРТОВ DSRC

Во многих технически развитых странах сформировался институт организаций, которые специализируются на разработке нормативной базы технологии DSRC. Данная технология обеспечивает беспроводную коммуникацию (радиосвязь в сантиметровом диапазоне – длина волны около 5 см) на близких расстояниях в сфере автомобильных транспортировок.

Некоторые из подобных организаций сформировались в рамках уже существую-щих структур (как государственных, так и общественных), занимающихся стан-дартизацией и сертификацией товаров и услуг, другие образованы специально в интересах развития этой новой отрасли телекоммуникаций.

Если говорить о территориальной «привязке» данных институтов, то можно вы-делить три основных региона, в которых успехи в области DSRC наиболее суще-ственны, чьи разработки в области DSRC-технологий оказывают наиболее за-метное влияние на общий процесс. Это, прежде всего, США, Европа и, наконец, Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе Япония. В указанных странах име-ются национальные организации, разрабатывающие проблематику DSRC в части технических требований ко всем аспектам данной отрасли. Обычно эти организации обеспечивают также выпуск нормативных документов, регламентирующих данный вид связи в сфере транспортных коммуникаций.

Общемировая структура формирования стандартов DSRC с учётом территори-альной принадлежности организаций-разработчиков представлена на рис. 1.



Рис. 1. Структура формирования стандартов DSRC с учётом территориальной принадлежности организаций-разработчиков.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИИ


В России, которая также активно включилась в работу по созданию собственной интеллектуальной транспортной системы, при Госстандарте России создан тех-нический комитет TK 57 «Интеллектуальные транспортные системы». Комитет создан приказом Госстандарта России от 22 июля 2011 г. № 3821 с целью реали-зации Федерального закона от 27 декабря 2002 г № 184-Ф3 «О техническом ре-гулировании», повышения эффективности работ по национальной, ре-гиональной и международной стандартизации в области интеллектуальных транспортных систем».

Ведение секретариата поручено Московскому автомобильно-дорожному госу-дарственному техническому университету (МАДИ) с возложением на него функ-ции постоянно действующего национального рабочего органа ISO/ТК 204 в обла-сти стандартизации интеллектуальных транспортных систем по закреплённой за ТК 57 продукции и услуг в соответствии с кодами Общероссийского классифика-тора стандартов ОКС 03.220.20, 35.020, 43.040.15.

В рамках данного профильного комитета ведётся работа по разработке нацио-нальных стандартов ИТС. На территории России действует только один стан-дарт, связанный с организацией ИТС. Таким стандартом является ГОСТ Р ISO 14813-1-2011 Группа Д20.

Указанный стандарт идентичен международному стандарту ISO 14813-1:2007 «Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры ин-теллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области ин-теллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы» (ISO 14813-1:2007 "Intelligent transport systems – Reference model architecture(s) for the ITS sector – Part 1: ITS service domains, service groups and services").

Стандарт подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта ISO 14813-1:2007 «Интеллек-туальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллекту-альных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллек-туальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы» (ISO 14813-1:2007 "Intelligent transport systems – Reference model architecture(s) for the ITS sector – Part 1: ITS service domains, service groups and services").

Кроме того, подготовлено три проекта оригинальных отечественных стандартов:

1. «ИТС. Требования к функциональной и физической архитектуре интеллекту-альных транспортных систем». Проект разработан Федеральным государствен-ным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским автомобильно-дорожным государственным техниче-ским университетом (МАДИ).
2. «ИТС. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к динами-ческим информационным табло».
3. «ИТС. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к технологии информирования участников дорожного движения».

Два последних проекта стандартов разработаны Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) и Обществом с ограниченной ответственностью «М2М телематика».

В то же время в России не существует специализированной самостоятельной организации, профильно-ориентированной именно и конкретно на развитие технологии DSRC. Исследования проводятся, в основном, в рамках различных вузов и НИИ отрасли, а также силами коммерческих организаций.

Технология DSRC базируется на хорошо проработанной и получившей широкое признание и распространение технологии WiFi, которая, в свою очередь, под-держивается семейством стандартов IEEE 802.11ххх. В стандартах 802.11ххх ре-гламентируется архитектура сети и самих устройств, описываются основные семь уровней модели OSI и протоколы их взаимодействия. Стандарт задаёт ба-зовую частоту, а также методы модуляции и расширения спектра на физическом уровне. Так, в стандарте 802.11 заданы центральная частота 2,4 ГГц и метод мо-дуляции FHSS PHY. Кроме того, первоначальный вариант стандарта 802.11 опи-сывал передачу данных в инфракрасном диапазоне. Полоса частот и подчастоты для устройств стандарта 802.11 выделяются и регламентируются в каждой кон-кретной стране уполномоченным на то правительственным органом. Также мест-ным законодательством регламентируются правила эксплуатации самих устройств, их мощность, разбиение частотного диапазона, мощности передатчи-ка и другие характерные особенности.

В нашей стране органом, задающим основные технические характеристики DSRC-коммуникаций, является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Нормативным документом, который определяет радиодоступ по технологии DSRC на территории России, является приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 14 сентября 2010 г. № 124 «Об утверждении Правил приме-нения оборудования радиодоступа. Часть I. Правила применения оборудования радиодоступа для беспроводной передачи данных в диапазоне от 30 МГц до 66 ГГц» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2010 № 18695).

В документе прописано, в частности, что в РФ разрешена эксплуатация всех ва-риантов стандартов 802.11 (a, b, g, n) на всех базовых частотах, что открывает широкие возможности для развития технологии DSRC в России.

В свою очередь, развитие технологии беспроводной связи ближнего действия в специально выделенном для этого радиочастном диапазоне – 5,9 ГГц (DSRC) – самым положительным образом скажется на развитии интеллектуальных транс-портных систем на транспорте. В таблице 1 отражены основные этапы развития данной технологии.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ DSRC



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на относительную новизну вопроса, как сама идеология ИТС, так и технология DSRC уже сейчас находят весьма широкое распространение во всем мире. Большую работу в данном направлении предстоит проделать и России. Вопрос приобретает особую остроту и актуальность именно сейчас, когда наша страна стала полноправным членом ВТО. Отставание в этой сфере может при-вести к дальнейшему отставанию отечественного автопрома от мировых лиде-ров, а в дальнейшем – и к полной потере Россией данной отрасли, как самостоя-тельной отрасли науки и техники.

Владимир Михайлович Власов, д.т.н., заведующий кафедрой «Транспорт-ная телематика» МАДИ;
Султан Владимирович Жанказиев, д.т.н., заведующий кафедрой «Организа-ция и безопасность движения» МАДИ;
Борис Яковлевич Мактас, к.т.н., доцент кафедры «Транспортная телемати-ка» МАДИ;
Антон Александрович Тур, ведущий инженер кафедры «Организация и без-опасность движения»

ЛИТЕРАТУРА:
1. Досенко В.А. Международный опыт и некоторые проблемы создания Нацио-нальной системы интеллектуального транспорта в России / В.А. Досенко // Транспорт российской Федерации: портал для специалистов транспортной от-расли.
2. Мактас Б.Я. Стандартизация коммуникативных технологий на автомобильном транспорте / Б.Я. Мактас, А.А. Тур, Т.В. Воробьева // АТП. – 2013 – № 5 – С.13–17.
Полная версия статьи опубликована в журнале "Вестник ГЛОНАСС" Декабрь, 2013 №4 (15)

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru



Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~F2Gag
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.