Поправки в закон «О навигационной деятельности»: объединение «зоопарка» бортовых устройств и подготовка к беспилотным автомобилям
Правительство РФ предлагает внести поправки в федеральный закон «О навигационной деятельности». В настоящее время проект находится на обсуждении.
Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» международный эксперт по спутниковой навигации Георгий Шульгин, предлагаемые поправки систематизируют и актуализируют навигационную деятельность в сфере автомобильного транспорта и предоставления навигационных услуг.
В частности, в проекте предлагаемых поправок вводится новое понятие «многофункциональное бортовое устройство». Там также указывается, что оно должно являться средством измерения. Как пояснил эксперт, это значит, что оно должно проходить обязательное утверждение типа средства измерения. Все средства измерения перед вводом в эксплуатацию должны получать свидетельство первичной поверки и должны проходить периодическую поверку, обычно раз в два года. Таким образом, закон обязывает всех производителей или поставщиков таких устройств проводить обязательную сертификацию каждой новой модели для возможности использования в качестве многофункционального бортового устройства. Перед установкой каждого такого устройства в автомобиль оно должно быть проверено на соответствие заявленным требованиям в сертифицированной лаборатории. В процессе эксплуатации с установленной периодичностью такие устройства должны либо демонтироваться и отправляться в сертификационный центр, либо автомобиль должен приезжать в сертификационный центр для проведения процедуры периодической поверки для подтверждения всех технических характеристик, в том числе отсутствия внешнего вмешательства и модификации передаваемых данных.
Попытки сделать навигационные терминалы средствами измерения предпринимались уже давно, практически с самого начала их использования в автомобильном транспорте, но по разным причинам это откладывалось, и вот теперь это может быть осуществлено. Это позволит повысить качество и надежность оборудования, убрав с рынка некачественных производителей, которые не могут гарантировать точность навигации, качество связного оборудования и защиту данных от изменения или подмены в процессе передачи данных в навигационно-информационные системы для осуществления контроля за работой транспорта. Кроме защиты данных в самом бортовом устройстве законом прописана криптографическая защита при передаче данных по сетям связи, что так же позволит защитить данные от подмены или модификации перед их поступлением в надзорные органы. Эта инициатива может встретить серьезное сопротивление со стороны недобросовестных производителей и эксплуатантов, которые сейчас имеют возможность имитировать работу устройства для скрытия реальных данных об использовании автомобиля.
Операторам информационно-навигационных систем и интеграторам для выполнения требований по сертификации придется доработать свои внутренние процедуры для прохождения каждым устанавливаемым комплектом оборудования первичной поверки перед его поставкой потребителю и проработать механизмы временной замены оборудования для проведения периодических поверок.
Так же в проекте закона прописывается, что многофункциональное бортовое устройство, кроме функций навигации, должно осуществлять информационный обмен с дополнительными бортовыми устройствами. Это означает, что многофункциональное бортовое устройство может использоваться для сбора данных о техническом состоянии автомобиля, например, с CAN-шины, с дополнительных датчиков, таких как датчик уровня топлива, автосигнализация, электронных пломб и других устройств, установленных на автомобиле.
В части интеграции навигационных систем в законе вводится интеграция данных между навигационными системами и системами взимания платы за использование автодорог грузовыми машинами весом более 12 тонн. Это позволит унифицировать бортовую аппаратуру и объединить телематические терминалы различных государственных систем, например, с терминалом системы «Платон». Это позволит снизить стоимость оборудования и повысит ее надежность, т.к. не придется устанавливать несколько устройств, заменив их одним универсальным терминалом.
В части организации контроля за работой автомобильного транспорта, в законе вводится понятие региональных навигационно-информационных систем (РНИС), которые на протяжении нескольких лет уже создаются и успешно эксплуатируются в различных регионах страны. РНИС создаются для возможности исполнения региональными органами исполнительной власти контрольно-надзорных полномочий и оказания государственных услуг в сферах транспорта, а также для контроля за использованием автомобильных дорог. Сейчас РНИС используются для контроля за автомобильными перевозками общественным транспортом, школьными автобусами, техники ЖКХ, мусоровозами и для осуществления дополнительных сервисов, такими как создание и эксплуатация сетей высокоточной навигации и точного времени. Эти сервисы могут использоваться в автомобильном транспорте, например, в страховой телематике, а также при строительстве, ремонте и контроле за сооружениями транспортной инфраструктуры, например, мостов, придорожных зданий и сооружений, оползнеопасных геомассивов и др., а в перспективе высокоточные навигационные данные могут использоваться при управлении в беспилотных транспортных средствах. Сигналы точного времени сейчас применяются при синхронизации базовых станций сотовой связи, так же они могут применяться при синхронизации бортовых часов всех видов транспорта: авиационного, железнодорожного, водного и автомобильного.