Обязательная установка ГЛОНАСС на транспорте отложена на год
Сроки оснащения пассажирского транспорта и грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS переносятся на 1 января 2013 года, а для легковых такси - на 1 января 2014 года.
Как стало известно, Министерство транспорта РФ направило новый приказ о порядке оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS в Минюст, который был подписан министром 26 января 2012 года.
Согласно новому приказу, установлены следующие сроки для обязательного оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS: для всего пассажирского транспорта (кроме легковых автомобилей) и грузовых транспортных средств, которые осуществляют перевозку опасных грузов, - 1 января 2013 года, а для легковых такси - 1 января 2014 года.
Следует напомнить, что изначально оснащение такой аппаратурой всех автобусов (в т.ч. и автомобилей «Газель»), троллейбусов, железнодорожных вагонов и бензовозов планировалось сделать обязательным с начала этого года. По крайней мере, всем перевозчикам были приказано готовиться к этой дате, иначе Госавтонадзор не стал бы выдавать лицензии на осуществление пассажирских перевозок всем, кто не оборудовал свой подвижной состав аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, а тех, у кого уже имеются лицензии, планировалось штрафовать. С июля 2012 года отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС уже грозило лишением лицензии.
Госавтонадзор опубликовал данные, согласно которым реальные темпы оснащения транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС отстают от плановых на порядок. К январю 2012 года должным образом аппаратурой ГЛОНАСС были оснащены 65,149 тысяч пассажирских транспортных средств и 5,021 тыс. грузовых автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов. Общее же число транспортных средств, подлежащих оснащению, составляет более 900 тыс. единиц.
Процесс оснащения тормозится не только по вине перевозчиков, но и по вине производителей. Согласно данным, опубликованных Минторгом, на июнь 2011 года, когда выпуск навигационных устройств ГЛОНАСС должен был идти полным ходом, российские предприятия, выпускающие навигационную аппаратуру, были загружены заказами всего на 5%, тогда как теоретически имели возможность выпускать до 700 тысяч таких приборов в год.
Отставание фактического оснащения от плана связано и с отсутствием инфраструктуры, которая должна собирать всю информацию с установленных на транспорте навигационных устройств. Согласно приказу Министерства транспорта от 26 января, территориальные управления Ространснадзора должны тестировать каждое устройство, которое приобретено владельцем за свой счет и, при подтверждении достоверности и точности такого прибора, заносить его в базу данных «Автоматизированного центра контроля и надзора» (АЦКН) Ространснадзора. Однако такие центры на сегодняшний день только создаются. По словам заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Чертка, в настоящее время в рамках пилотного проекта завершается создание трех АЦКН из девяти запланированных. Эти АКЦН находятся в Москве, Люберцах и в Ростове-на-Дону.
Пока же целостной системы «Автоматизированного центра контроля и надзора» Ространснадзора, где бы имелась взаимоувязанная сеть сбора, обработки и хранения информации обо всем пассажирском транспорте РФ, не создано. По словам В.Чертка, такая система существовала только в виде «действующего макета».
Не многие коммерческие перевозчики поспешили оснащать свой автопарк навигационными устройствами ГЛОНАСС, так как они имели достаточно оснований надеяться, что сроки внедрения навигационного оборудования будут перенесены. Все остальные внедрения (на полицейских машинах, на машинах скорой помощи, городских автобусах и т.д.) главным образом происходили за муниципальный счет.
В прошлом году Минэкономразвития раскритиковало проекты нормативных документов по внедрению ГЛОНАСС, которые были внесены на рассмотрение в правительство Минтрансом. В итоге, единые технические требования к устанавливаемому оборудованию ГЛОНАСС и изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штраф за отсутствие ГЛОНАСС до 50 тыс. рублей, так и не были утверждены.
21 января на совещании под руководством вице-премьера Владислава Суркова, Минтрансу было поручено подготовить новый план-график оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS всех транспортных средств. К 26 января 2012 года Минтранс исполнил это поручение.