Во власти

Новая космическая политика США: Лидерство через коммерциализацию

18 Декабря 2020
Новая космическая политика США: Лидерство через коммерциализацию

США представили новую Национальную космическую политику 2020 года, в которой отражено значение коммерческой космической отрасли в стране и содержится призыв к лидерству США в космической торговле.

Национальная космическая политика 2020, опубликованная 9 декабря, признаёт, что надёжный, инновационный и конкурентоспособный коммерческий космический сектор – основополагающий фактор экономического развития, дальнейшего прогресса и устойчивого лидерства в космосе. Она обязывает Соединенные Штаты способствовать росту коммерческого космического сектора, который поддерживает интересы страны, является конкурентоспособным на глобальном уровне и способствует лидерству в создании новых рынков и предпринимательства, ориентированного на инновации.

«Мы будем возглавлять и укреплять устойчивые международные партнёрства для сохранения и поддержания космоса для будущей деятельности, а также для того, чтобы все страны и все люди могли извлечь выгоду из космоса и улучшить наш образ жизни на Земле и в космосе», – говорится в документе.

Эта политика, совпавшая с концом срока администрации Трампа, продолжает прежнюю концепцию «господства в космосе». Наиболее обсуждаемыми событиями в последние четыре года были возобновление внимания администрации к полетам на Луну и Марс и возрождение Национального космического совета. Кроме того, было подписано пять различных директив по космической политике, такие как упрощение правил в коммерческой космической отрасли, установление протоколов для управления космическим движением, усиление кибербезопасности космических систем и создание Космических сил США при Министерстве обороны.

«Новая национальная космическая политика отражает появление космической торговли как движущей силы позитивных изменений в нашей экономической и национальной безопасности, способствуя лидерству США в коммерческом космосе, – заявил министр торговли Уилбур Л. Росс-младший. – Эта политика создаёт условия для процветания бизнеса внутри страны и международной конкуренции, поскольку мировая космическая экономика вырастет до рынка в триллион долларов в течение следующих двух десятилетий».

«НАСА будет играть решающую роль через программу Artemis в сотрудничестве с частным сектором и международными партнёрами, в достижении политических целей по установлению постоянного присутствия человека на Луне, обеспечивая при этом динамичные научные и коммерческие возможности, включая использование космических ресурсов, – сказал администратор космического ведомства Джим Бриденстайн».

Новая космическая политика призывает к более тесному сотрудничеству между гражданскими космическими агентствами, такими как Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA), которое управляет национальным флотом метеорологических спутников, Министерство обороны, НАСА, академические круги, коммерческий сектор и международные партнёры по обмену погодными данными и развитие будущей спутниковой архитектуры.

Новая политика вносит некоторые обновления в поддержку космической торговли:

  • Поручает правительству сотрудничать с коммерческой космической отраслью для получения инноваций и экономии средств;
  • Призывает к целевым инвестициям для поощрения коммерческих космических инноваций и предпринимательства;
  • Двигает дальнейшее совершенствование нормативной базы для обеспечения своевременных, предсказуемых, прозрачных и гибких процессов лицензирования, которые позволяют быстро внедрять инновации и адаптироваться к требованиям рынка в соответствии с Директивой по космической политике-2 (SPD-2);
  • Поручает Министерству торговли разработать новый процесс обзора, разрешения и надзора за космической деятельностью, выходящей за рамки существующих федеральных разрешений;
  • Вновь подтверждает роль Министерства торговли как ведущего гражданского агентства по обеспечению осведомленности о космической обстановке (SSA) и предупреждений о столкновениях для коммерческих космических операторов в соответствии с SPD-3;
  • Подчёркивает необходимость ответственного поведения в космосе (включая использование данных и услуг SSA), что имеет большое значение для безопасной и устойчивой космической торговли;
  • Призывает к сотрудничеству правительства и отрасли для защиты IТ-инфраструктуры космических систем в соответствии с SPD-5;
  • Способствует развитию коммерческих сред обитания на околоземной орбите, которые в конечном итоге заменят Международную космическую станцию.

Космос – это лишь одна из областей, в которой Министерство торговли способствует экономическому росту и возможностям. В Стратегическом плане секретаря Росса для Министерства торговли расширение коммерческой космической деятельности США рассматривается как Стратегическая цель 1.1. Согласно оценкам Space Foundation, в 2019 году мировая космическая экономика превысила $423 млрд, причём почти 80% этой суммы приходится на коммерческую космическую деятельность. Инвестиционные банки прогнозируют, что к 2040 году мировая космическая экономика превысит $1 трлн.

В политике признаётся важность космических систем позиционирования, навигации и синхронизации (PNT) и содержится призыв к сохранению лидерства США в сфере обслуживания, предоставления и ответственного использования ГНСС. С этой целью, помимо постоянного бесплатного всемирного доступа к услугам GPS в мирных целях, политика предусматривает:

  • Взаимодействие с международными провайдерами ГНСС-сервисов для обеспечения совместимости, поощрения взаимодействия с единомышленниками, содействия прозрачности в предоставлении государственных услуг и обеспечения доступа на рынок для промышленности США;
  • Повышение кибербезопасности GPS, её дополнений и устройств с поддержкой GPS, находящихся в федеральной собственности, а также содействие внедрению в коммерческом космическом секторе кибербезопасных систем с поддержкой GPS;
  • Разрешение непрерывного использования союзных и других доверенных международных услуг PNT в сочетании с GPS таким образом, чтобы обеспечить отказоустойчивость услуг PNT, и в соответствии с применимым законодательством;
  • Инвестиции во внутренние возможности и поддержку международной деятельности по обнаружению, анализу, смягчению и повышению устойчивости к вредным помехам для ГНСС;
  • Выявление и продвижение множественных и разнообразных дополнительных систем или подходов PNT для критически важной инфраструктуры и важных функций;
  • Содействие ответственному использованию космических услуг и возможностей PNT Соединенных Штатов в гражданском и коммерческом секторах на федеральном, государственном и местном уровнях, включая использование множества разнообразных дополнительных систем или подходов для выполнения важнейших национальных функций.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~XxcaB
11.03.2025
В обновлённой версии паспорта ведомственной программы цифровой трансформации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) на развитие Национальной системы управления данными (ЕИПНСУД) на период с 2025 по 2027 год, по данным Forbes, запланировано выделить около 5,8 миллиардов рублей.
10.02.2025
Национальные проекты по обеспечению технологического лидерства будут реализовываться на основе единой методологии и системы координации для достижения национальной цели «Технологическое лидерство».
10.02.2025
Председатель Правительства Михаил Мишустин продлил период реализации государственной программы «Космическая деятельность России» до 2036 года. Это даст возможность значительно расширить рамки стратегического планирования и сделать более результативными разрабатываемые меры.
03.02.2025
Формирование спутниковых систем и разработка эффективной наземной инфраструктуры в сочетании с инновационными методами управления позволят создать единую систему контроля воздушного пространства, как отметил президент Российской Федерации Владимир Путин на совещании, посвящённом развитию беспилотных летательных аппаратов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.