Минтранс: За ДТП с беспилотниками теперь будет кому отвечать
Минтранс подготовил проект закона, регулирующего правила эксплуатации и зоны ответственности в сфере беспилотного транспорта (высокоавтоматизированных транспортных средств, ВАТС). В текущем виде законопроект о ВАТС устанавливает чёткие правила для всех участников рынка, заявил представитель Минтранса: впервые на законодательном уровне будет закреплён понятийный аппарат, права и обязанности всех субъектов регулирования – производителей, владельцев, авторизованных сервисных центров, будут установлены требования к операторам и операторскому контролю и порядок допуска ВАТС на автомобильные дороги.
В частности, если раньше шла речь о том, что в случае ДТП могут быть виноваты только водители или производители, то в новой версии проекта говорится о более широком круге лиц, между которыми будет распределяться ответственность, уточняет источник «Ведомостей».
Согласно новой версии документа, изготовитель транспортного средства (ТС) может понести ответственность за вред, причинённый вследствие ДТП, если причиной стало нарушение ПДД самим беспилотным автотранспортом. Владелец ВАТС будет признан ответственным за ДТП, если он нарушил требования руководства по эксплуатации или внёс без разрешения изготовителя изменения в конструкцию ТС.
Авторизованный сервисный центр несет ответственность, если ДТП произошло из-за некачественного техобслуживания или ремонта беспилотного автомобиля, а также из-за невыполнения работ по установке обязательных обновлений программного обеспечения, следует из законопроекта. Оператор дистанционной поддержки будет нести ответственность только в случае неисполнения им собственных операторских обязанностей.
Помимо ответственности в случае ДТП, проект федерального закона содержит требования и ограничения по эксплуатации ВАТС, а также обязанности для изготовителей, разработчиков, владельцев и водителей ВАТС, операторов дистанционной поддержки, сервисных центров. В проекте также прописаны требования по техобслуживанию и ремонту беспилотных автомобилей.
Минтранс совместно с производителями, профильными ведомствами и экспертным сообществом прорабатывает все ключевые параметры регулирования – от требований к безопасности и операторскому контролю до вопросов сертификации, телематики и интеграции с инфраструктурой, рассказал собеседник.
Если ТС – будь, то автобус, легковой автомобиль или грузовик – достигает заданного уровня автоматизации и эксплуатируется на автомобильных дорогах общего пользования, к нему будут применяться единые правила.
Прорабатывается включение в регулирование беспилотного трамвая как рельсового участника улично-дорожной среды, взаимодействующего с автомобильным движением.
Работа над проектом федерального закона «О ВАТС и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ведется Минтрансом с 2021 г. Параллельно с этим с 2022 г. реализуется три экспериментальных правовых режима (ЭПР) на территории 38 регионов, которые позволяют тестировать беспилотный транспорт как для перевозки грузов, так и для пассажирских перевозок в такси.
Первые грузовые ВАТС отправились по трассе М11 «Нева» 14 июня 2023 г. В проекте участвуют производители техники Natcar (дочерняя компания «Камаза»), Navio (ранее – «Сберавтотех»), оператор инфраструктуры «Автодор», а также грузоотправители «Магнит», Х5 Logistics, Wildberries и ряд других компаний.
В экспериментах участвует 14 компаний, пройдено более 23 млн км, совершено свыше 100 000 поездок в такси и промежуточные итоги ЭПР свидетельствуют о надежности и безопасности технологии. Так, например, с 14 июня 2023 г. по 1 сентября 2025 г. грузовики Natcar перевезли 670 000 куб. м груза и выполнили 7850 рейсов. Всего в проекте компания задействовала 18 ВАТС на базе «Камаз К5». Тягачи Navio за этот же период перевезли 130 000 т груза и довели общее число ВАТС до 45 единиц.
В октябре 2024 г. «Яндекс» запустил доставку товаров с помощью беспилотных грузовиков по трассе М4 «Дон» из Москвы до Тулы, писали «Ведомости». В апреле 2025 г. движение ВАТС запустили на Центральной кольцевой автомобильной дороге. В 2026 г. беспилотное движение грузовиков планируют запустить на трассе М12 «Восток».
Основная сложность в разработке законопроекта о ВАТС – необходимость изменения большого числа законов, ранее не адаптированных под подобные технологии, говорит старший юрист юридической компании a.t.Legal Илья Пасенко. Например, необходима отдельная правовая база о процедуре сертификации и допуска беспилотных автомобилей к дорожному движению, продолжает он. Также нужна отдельная регламентация требований к защите программного обеспечения беспилотников, которая бы позволяла обеспечить достаточный уровень безопасности и защищенности от внешнего воздействия, уточняет эксперт. Отдельной проработки требует вопрос дорожной инфраструктуры, включая дорожные знаки и другие объекты инфраструктуры для обслуживания ВАТС, добавляет старший аналитик «Эйлера» Владимир Беспалов.