Во власти

Михаил Мишустин выступил на пленарном заседании Российского форума «Микроэлектроника 2025»

2 Октября 2025

- Наш форум посвящён вопросам развития отечественной микроэлектронной промышленности, - цитирует председателя Правительства РФ новостной сайт. — Это стратегическая область для нашей страны, которая имеет ключевое значение для укрепления её технологического суверенитета, становления современной цифровой экономики, повышения конкурентоспособности наших продуктов и услуг. Она влияет буквально на все аспекты жизни людей.

Президентом поставлена задача в течение ближайших шести лет довести выпуск продукции электронной промышленности до шести триллионов трёхсот миллиардов рублей. Это должно позволить обеспечить большинство потребностей нашей страны. А если точно – мы посчитали – это около 70%.

Для всех нас теперь это ориентиры, исходя из которых предстоит выстраивать всю будущую работу. Важно, что для реализации предстоящих преобразований заложена хорошая основа.

Несмотря на все сложности, отрасль за последнее время впервые сделала огромный шаг вперёд. В том числе – благодаря внешним ограничениям и санкциям. Они подтолкнули отечественные предприятия опираться главным образом на внутренние ресурсы и, что тоже очень важно, ускоренно развивать собственные компетенции и решения.

Это привело более чем к двукратному росту объёма производства за предыдущий пятилетний период – до 3,4 трлн рублей. А в текущем году, ожидаем, он уже превысит отметку в 3,5 трлн. И такую динамику, конечно, необходимо поступательно наращивать.

Для этого Правительство помогает компаниям проводить перспективные научные исследования, изыскания, модернизировать производства, открывать новые заводские площадки.

За предыдущую трёхлетку в электронику было вложено свыше 300 млрд рублей. В текущем году выделено более 100 млрд рублей.

На следующие три года проектом федерального бюджета, который мы в ближайшие дни представим на рассмотрение депутатам Государственной Думы, предусмотрено на данные цели свыше четверти триллиона рублей.

Серьёзным фактором развития становятся сегодня и частные инвестиции. Благодаря ранее принятым решениям по преференциям и льготам финансовое положение большого количества предприятий стало достаточно стабильным. Они теперь готовы самостоятельно вкладываться в разработку аппаратуры, расширение мощностей.

Кратно увеличился продуктовый портфель наших решений. По данным на начало сентября, в соответствующий реестр у нас включено порядка 36 тыс. разных позиций. Сравнение сделаем? Коллеги помнят, в 2020 году сколько их насчитывалось? Около 2,5 тыс. Такой рост.

На освоение новых видов продукции за 10 лет было направлено из федерального бюджета почти 170 млрд рублей. Эти средства позволили запустить более 500 проектов создания критически важных электронных компонентов, программно-аппаратных систем. В их числе – модули высокоточного позиционирования для робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов, телекоммуникационное оборудование высокоскоростного доступа в интернет, станции спутниковой связи, телематические модули для автоматизированного управления и многое другое.

На первое место выходит роль коллективов учёных, разработчиков, на поддержку которых нацелена большая экосистема институтов развития – именно таких, как Российский научный фонд, фонды перспективных исследований, содействия инновациям, «Сколково», Агентство по технологическому развитию.

Общий объём средств, которые были ими направлены на прорывные проекты, оценивается в 10 млрд рублей.

Одними из главных инструментов помощи предприятиям остаются программы Фонда развития промышленности и кластерной инвестиционной платформы. Благодаря им в отрасль за пять лет удалось привлечь около 40 млрд рублей в виде частных вложений и льготных кредитов. На эти средства были построены высокотехнологичные производства в целом ряде регионов. Это, например, Тверь, Казань, подмосковная Дубна.

И сейчас реализуются инициативы общей стоимостью около 60 млрд рублей в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Воронежской области. Там появляются площадки, где будут изготавливать печатные платы, силовые приборы и многие другие элементы.

У нас уже сформированы очень серьёзные компетенции по разработке и проектированию микросхем, в том числе на уровне топологии 28 нм и ниже.

У нас освоены технологии сложных продуктов в сфере средств криптографии и защиты информации, промышленных контроллеров, оперативной памяти, решений для оборота и хранения электронных документов.

В целом отечественный комплекс в области микроэлектроники сейчас насчитывает около 18 линеек. Причём 12 из них за последние годы прошли через глубокую модернизацию.

В активной стадии находятся и проекты по созданию ещё семи производственных линий. За счёт их реализации рассчитываем к 2030 году увеличить суммарные мощности более чем в восемь раз.

Конечно, значимый приоритет повестки развития связан с решением кадрового вопроса. В ближайшие три года предприятиям микроэлектроники потребуется порядка 3 тысяч человек. И наверное, больше. Это самые скромные оценки. С учётом секторов радиоэлектронной промышленности – уже свыше 20 тысяч, треть из которых – с высшим образованием.

Отраслью востребованы и работники широкого профиля, обладающие уникальными компетенциями, в числе которых – конструкторы и операторы технологического оборудования, разработчики систем автоматизированного проектирования, инженеры-технологи, химики, физики.

Для привлечения талантливой молодёжи за последние несколько лет были запущены профильные передовые инженерные школы по поручению Президента, открылись лаборатории и учебные дизайн-центры. Без сомнения, эта работа должна быть усилена и продолжена.

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~vhTIO
24.09.2025
Президент России Владимир Путин посетил церемонию открытия Национального космического центра, который был создан на территории Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева. Центр объединит ключевые организации ракетно-космической отрасли, включая центральный офис и ситуационный центр «Роскосмоса», а также научные институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.
22.09.2025
Правительство России внедрило ИИ в систему мониторинга и управления национальными проектами и государственными программами. ИИ-модель, работающая в режиме реального времени, анализирует все мероприятия и показатели нацпроектов и госпрограмм, сопоставляя их с национальными целями развития, установленными Президентом. Курирует этот процесс зампред Правительства – руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
16.09.2025
Перечень российского высокотехнологичного оборудования, приобретение которого позволяет компаниям получить льготу по налогу на прибыль, был расширен на 14 позиций. Распоряжение об этом подписал Михаил Мишустин, Председатель Правительства РФ.
11.09.2025
Правительство РФ обновляет систему отбора особо значимых проектов в рамках индустриальных центров компетенций (ИЦК). На данный момент приоритетом является разработка программного обеспечения с встроенными функциями искусственного интеллекта (ИИ). Наличие таких функций будет учитываться при отборе проектов. Работу индустриальных центров курирует заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.