Во власти

Изменения ФЗ «О навигационной деятельности» могут внести в закон большое количество коррупциогенных факторов

16 Марта 2017
Изменения ФЗ «О навигационной деятельности» могут внести в закон большое количество коррупциогенных факторов

Экспертами Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»  проведена  экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О навигационной деятельности», разработанного Минтрансом России.

Законопроект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. ID проекта - 02/04/04-16/00047960.Экспертиза проводилась с учетом требований постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 18.07.2015) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"), а также ГОСТ Р ИСО 704-2010 "Терминологическая работа. Принципы и методы".

Согласно заключению экспертов Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», заявленные в паспорте проекта задачи не решены, а с учетом качества нормативного материала, содержащегося в действующей редакции Закона, не могут быть решены в принципе.

Общий анализ текста Закона и обстоятельств его принятия, включая характер вносившихся в Закон изменений, показывает, что документ разрабатывался в отсутствие теоретического обоснования категории «навигационная деятельность», без определения ее сущности, места в системе видов деятельности. Закон, как и вся система нормативных актов о навигационной деятельности имеет ненадлежащий терминологический аппарат (терминосистема как таковая отсутствует в принципе, имеется лишь конгломерат недостаточно логически увязанных между собой терминоединиц). Наиболее вопиющим недостатком последнего является отсутствие не только легального определения понятия «навигация», но также и общенаучного. 

Закон не взаимоувязан с другими отраслями законодательства – о государственном и муниципальном управлении, гражданским, законодательством о техническом регулировании и об информации и информационных технологиях и рядом других.

Закон не выполняет фактически роли системообразующего (основного) нормативного акта для всего сегмента российского законодательства в сфере навигации.

В этой связи предлагаемые законопроектом частичные изменения Закона не только не улучшают его качество, но и усугубляются имеющие недостатки. Притом, что попытки внесения изменений в закон носят несогласованный характер. Так, в настоящее время на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов размещены сведения еще о трех проектах федеральных законов о внесении изменений в Закон, разработанных также Минтрансом России. Причем текст одного из них на сайте отсутствует, а предлагаемые другим проектом изменения не согласуются с содержанием настоящего законопроекта.

В итоге надлежит сделать вывод, что рассматриваемый законопроект в нынешнем его виде целесообразно снять с обсуждения и не направлять в Правительство РФ с целью внесения в Федеральное собрание на рассмотрение.

Решение обозначенных проблем видится в разработке и принятии новой версии Закона с отменой ныне действующего. Более радикальное решение проблемы лежит в плоскости кодификации навигационного законодательства с принятием Навигационного кодекса РФ с одновременной отменой отельных частных законов, касающихся навигационной деятельности (ФЗ «О навигационной деятельности», «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.).

Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» (некоммерческая организация Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»), учреждена в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также действующим российским законодательством. Ассоциация создана с целью содействия коммерческому использованию технологий глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в интересах различных отраслей российской экономики.

Источник: Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~LnBz3
01.09.2025
Правительство утвердило план мероприятий для реализации Концепции государственной системы противодействия преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий. Распоряжение уже подписано.
26.08.2025
В 2024 году студенческие конструкторские бюро (СКБ) в России, которых насчитывается 529 и которые расположены в 78 регионах страны, привлекли к сотрудничеству более тысячи индустриальных компаний. Это вдвое больше, чем в предыдущем году.
20.08.2025
В сфере создания правовой базы для применения беспилотных авиационных систем Россия занимает лидирующие позиции, опережая США и Китай по ряду решений. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Виталий Савельев во время посещения площадки проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2025», который проходит в рамках международного форума «Беспилотные системы: технологии будущего».
19.08.2025
В рамках первой сессии Центра развития искусственного интеллекта (ЦРИИ) при Правительстве Российской Федерации встретились представители бизнеса и регионов. Цель встречи — начать диалог между государством и отраслью, наладить взаимодействие для быстрого внедрения искусственного интеллекта в государственное управление и экономику.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.