Во власти

Изменения ФЗ «О навигационной деятельности» могут внести в закон большое количество коррупциогенных факторов

16 Марта 2017
Изменения ФЗ «О навигационной деятельности» могут внести в закон большое количество коррупциогенных факторов

Экспертами Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»  проведена  экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О навигационной деятельности», разработанного Минтрансом России.

Законопроект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. ID проекта - 02/04/04-16/00047960.Экспертиза проводилась с учетом требований постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 18.07.2015) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"), а также ГОСТ Р ИСО 704-2010 "Терминологическая работа. Принципы и методы".

Согласно заключению экспертов Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», заявленные в паспорте проекта задачи не решены, а с учетом качества нормативного материала, содержащегося в действующей редакции Закона, не могут быть решены в принципе.

Общий анализ текста Закона и обстоятельств его принятия, включая характер вносившихся в Закон изменений, показывает, что документ разрабатывался в отсутствие теоретического обоснования категории «навигационная деятельность», без определения ее сущности, места в системе видов деятельности. Закон, как и вся система нормативных актов о навигационной деятельности имеет ненадлежащий терминологический аппарат (терминосистема как таковая отсутствует в принципе, имеется лишь конгломерат недостаточно логически увязанных между собой терминоединиц). Наиболее вопиющим недостатком последнего является отсутствие не только легального определения понятия «навигация», но также и общенаучного. 

Закон не взаимоувязан с другими отраслями законодательства – о государственном и муниципальном управлении, гражданским, законодательством о техническом регулировании и об информации и информационных технологиях и рядом других.

Закон не выполняет фактически роли системообразующего (основного) нормативного акта для всего сегмента российского законодательства в сфере навигации.

В этой связи предлагаемые законопроектом частичные изменения Закона не только не улучшают его качество, но и усугубляются имеющие недостатки. Притом, что попытки внесения изменений в закон носят несогласованный характер. Так, в настоящее время на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов размещены сведения еще о трех проектах федеральных законов о внесении изменений в Закон, разработанных также Минтрансом России. Причем текст одного из них на сайте отсутствует, а предлагаемые другим проектом изменения не согласуются с содержанием настоящего законопроекта.

В итоге надлежит сделать вывод, что рассматриваемый законопроект в нынешнем его виде целесообразно снять с обсуждения и не направлять в Правительство РФ с целью внесения в Федеральное собрание на рассмотрение.

Решение обозначенных проблем видится в разработке и принятии новой версии Закона с отменой ныне действующего. Более радикальное решение проблемы лежит в плоскости кодификации навигационного законодательства с принятием Навигационного кодекса РФ с одновременной отменой отельных частных законов, касающихся навигационной деятельности (ФЗ «О навигационной деятельности», «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.).

Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» (некоммерческая организация Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»), учреждена в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также действующим российским законодательством. Ассоциация создана с целью содействия коммерческому использованию технологий глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в интересах различных отраслей российской экономики.

Источник: Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~LnBz3
11.03.2025
В обновлённой версии паспорта ведомственной программы цифровой трансформации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) на развитие Национальной системы управления данными (ЕИПНСУД) на период с 2025 по 2027 год, по данным Forbes, запланировано выделить около 5,8 миллиардов рублей.
10.02.2025
Национальные проекты по обеспечению технологического лидерства будут реализовываться на основе единой методологии и системы координации для достижения национальной цели «Технологическое лидерство».
10.02.2025
Председатель Правительства Михаил Мишустин продлил период реализации государственной программы «Космическая деятельность России» до 2036 года. Это даст возможность значительно расширить рамки стратегического планирования и сделать более результативными разрабатываемые меры.
03.02.2025
Формирование спутниковых систем и разработка эффективной наземной инфраструктуры в сочетании с инновационными методами управления позволят создать единую систему контроля воздушного пространства, как отметил президент Российской Федерации Владимир Путин на совещании, посвящённом развитию беспилотных летательных аппаратов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.