Во власти

Доктор Сбер спешит на помощь Авиапрому

8 Сентября 2025

До конца августа Сбербанк должен сделать срез состояния дел в авиационной промышленности и вместе с ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация) представить новую модель управления, а также финансирования отрасли. Как сообщает сетевое издание «БИЗНЕС Online», такими были решения стратегической сессии по развитию авиапрома, которую провёл премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Эксперты говорят, что, похоже, недовольство положением дел в отрасли достигло предела.

На запущенный в начале 2025 года нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», в который входит федеральный проект «Производство самолётов и вертолётов», за 6 лет планируется выделить 765 млрд рублей — прежде всего на создание воздушных судов, двигателей, радиоэлектронной аппаратуры и т.д.

Председатель правительства отметил, что необходимо установить конкретные сроки выполнения работ для каждого типа воздушного судна. Лётно-технические характеристики новой техники должны соответствовать изначально заявленным параметрам. Утверждённая три года назад Комплексная программа развития авиационной отрасли до 2030 года нуждается в пересмотре, в том числе требуется актуализировать графики поставок воздушных судов.

Мишустин раскритиковал весь авиапром — в лице и Минпромторга, и Ростеха, и ОАК.

1.    Каждое предприятие ОАК делает только то, что надо или ближе ему, т.е. отраслевая кооперация находится на крайне низком уровне. Корпорация должна распределять ресурсы и играть объединяющую роль, но по факту она этих задач не выполняет.

2.    Отрасль регулярно просит деньги, но постоянно передвигает сроки выполнения обещанного, при этом причины приводятся самого общего характера. 2,5 года назад деньги дали, но из них сумели освоить только треть, в результате значительную их часть сожрала инфляция. Если сегодня выделить средства, будет то же самое. Причина — в отрасли, по сути, нет системы управления как таковой. За выполнение задач должны отвечать конкретные люди, сейчас ответственность размыта.

В итоге Мишустин апеллировал к… Сбербанку. Сбер должен сделать свежий срез состояния дел в отрасли. На этот раз доклад должен быть представлен не в Ростех и Минпромторг, а непосредственно Мишустину. Причём констатацией фактов дело не ограничится: Сберу вместе с ОАК предписано создать новую модель управления, а также финансирования отрасли.

Бывший директор ульяновского филиала «Туполева» Станислав Рыжаков выделил несколько программных моментов.

1.    Терпение у правительства кончается. Авиапром сожрал уйму денег, но пока ничего не произвел.

2.    Призыв на помощь Сбера — это признание того, что в отрасли полная недееспособность с точки зрения управления. Управленческая команда отсутствует как таковая: процесс должен формироваться людьми, которые его понимают, а таких не наблюдается.

3.    Мысль о смене модели управления своевременна — если решиться воссоздать министерство авиационной промышленности, но вряд ли глава Сбера Герман Греф — тот человек, который придет к формуле советского времени.

4.    Пока ничего более умного, чем ревизия, придумать не могут. Между тем у нас беда с подготовкой кадров. Школьное образование — безобразие несусветное. Высшая школа нужного объема информации не дает. Науки нет. Дошло до того, что мы испытания проводим с закрытыми глазами. Не науку используем, а метод тыка: попробовали так, не получилось — давай пойдем эдак.

5.    У нас порушены конструкторские школы, разорвана связь поколений. Восстановление возможно, но не бегом. Вот этим и необходимо заняться. Надо как японцы: пенсионеров не выгонять на улицу, а каждого грамотного специалиста включить в работу предприятия. Вот Эдуард Соркин сейчас восстанавливает коллектив казанского филиала КБ «Туполев». Трудновыполнимая задача: всех разогнали, а теперь где найти? Если учить, то вырастить соображающего человека — минимум пятилетка.

Что имеем на сегодня? Весной заказчику передан самолет, который начали строить еще до СВО. Первый новый Ту-214 пока только в цехе окончательной сборки. Вероятность того, что самолет сдадут в этом году, близка к нулю. Вместе с тем заявлено, что 2025–2026-е должны стать для КАЗа годами большого рывка. Хотелось бы верить…

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~JoiPC
01.09.2025
Правительство утвердило план мероприятий для реализации Концепции государственной системы противодействия преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий. Распоряжение уже подписано.
26.08.2025
В 2024 году студенческие конструкторские бюро (СКБ) в России, которых насчитывается 529 и которые расположены в 78 регионах страны, привлекли к сотрудничеству более тысячи индустриальных компаний. Это вдвое больше, чем в предыдущем году.
20.08.2025
В сфере создания правовой базы для применения беспилотных авиационных систем Россия занимает лидирующие позиции, опережая США и Китай по ряду решений. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Виталий Савельев во время посещения площадки проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2025», который проходит в рамках международного форума «Беспилотные системы: технологии будущего».
19.08.2025
В рамках первой сессии Центра развития искусственного интеллекта (ЦРИИ) при Правительстве Российской Федерации встретились представители бизнеса и регионов. Цель встречи — начать диалог между государством и отраслью, наладить взаимодействие для быстрого внедрения искусственного интеллекта в государственное управление и экономику.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.