Технологии

Военные НАТО готовятся возвратиться к навигации по звёздам

18 Июня 2024
Военные НАТО готовятся возвратиться к навигации по звёздам

Что произойдёт, если спутниковая связь будет прервана действиями противника во время войны?

Это вопрос, волнующий правительства и военных во всём мире. Один из наиболее неожиданных ответов – обучить моряков, выросших в цифровом мире, освоить аналоговые технологии, такие как использование секстантов для навигации по звёздам.

«Если выйдет из строя система GPS (ГНСС США, прим. редакции), на которую мы все полагаемся, тогда наш цифровой мир станет вялым, скомпрометированным, и ничего не будет работать, — говорит профессор Дейл Стивенс из Университета Аделаиды. – Мы возвращаемся в аналоговый мир. У нас нет Интернета. У нас аналоговая связь. Мы пользуемся стационарными телефонами, смотрим аналоговое телевидение».

Вооружённые силы Австралии, как и любой другой страны НАТО, становятся всё более зависимыми от глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), включая GPS и другие системы.

Военные полагаются на космос для связи, информации о местоположении, навигации и времени (PNT), метеорологии, разведки, наблюдения и рекогносцировки. Австралия теперь признаёт космос в качестве оперативной области, наряду с воздухом, морем, сушей и киберпространством, и создала собственное космическое командование.

Военным уже предлагают обучение астронавигации и работают над рядом альтернативных навигационных технологий.

Так, программа «Навигация с использованием небесных средств», которая включает в себя обучение изготовлению солнечного компаса для определения севера, юга, востока и запада; идентификации небесных тел для определения юга и севера; и другие методы оценки направления, времени, расстояния и положения.

Представитель Министерства обороны докладывает: «Офицеры и штурманы Королевского военно-морского флота Австралии обучены различным навигационным методам, включая наземную и небесную навигацию. Навигация с помощью средств, альтернативных GPS, остаётся первостепенной задачей, и персонал обучается этим методам с того момента, как они начинают службу».

ВМС США прекратили использовать астронавигацию в 2006 году, но вернули ее в 2016 году из-за опасений, что они слишком сильно зависят от GPS, которая может быть нарушена Россией или Китаем.

На слушаниях в Сенате в прошлом году командующий космическими силами США генерал Джеймс Дикинсон заявил, что, по его мнению, «в какой-то момент в мире GPS мы будем деградировать», и что он рассматривает возможности PNT. «Если вы находитесь на корабле ВМФ… у вас есть секстант, которым вы можете воспользоваться», — сказал он, и ведомства прилагали усилия, чтобы «как бы вернуться к тому, как мы привыкли всё делать».

В своей статье 2021 года лейтенант ВМС США Мэтью Хомейер написал, что военно-морскому флоту требуются подводные лодки для перевозки секстантов, но для их использования лодке придется всплыть, а моряку придется осторожно нести хрупкий аппарат вверх по лестнице, и всё это «непрактично и неэффективно».

Корабли Королевского флота Великобритании обязаны иметь на борту морской альманах для «аварийной астрономической навигации».

Университеты, технические эксперты, юристы и другие люди со всего мира работали над книгой «Руководство Вумеры по международному праву военно-космической деятельности и операций», которая затем прошла рецензирование 24 государствами в Гааге, а также международным комитетом Красного Креста.

Стивенс говорит, что они рассматривали потенциальную военную деятельность на Луне (которая будет регулироваться «Соглашениями Артемиды»), оружие на орбите и другие темы, и что особое внимание уделялось спутникам, которые могут оказаться «серой зоной» закона.

Несколько стран уже разработали и продемонстрировали технологии противоспутниковой ракеты.

В этом месяце Россия, как сообщается, нарушила работу спутникового интернет-сервиса Starlink, который ВСУ использует для связи, управления дронами и сбора разведданных. В прошлом году Франция обвинила Россию в том, что она подтолкнула один из своих спутников к французскому для получения информации.

Китай продемонстрировал свою способность «схватить» спутник и вывести его с орбиты. США жалуются, что Китай и Россия регулярно атакуют спутники США.

Профессор говорит, что руководство разъясняет законы о различных противоспутниковых технологиях (АСАТ), таких как наведение на спутник ракеты прямого подъёма.

Это проверенная технология. «Она летит быстрее пули», —говорит он. – Мы также рассмотрели ко-орбитальные «Асаты»… где вы просто втыкаете один из своих спутников, который уже находится на орбите, в другой. Есть высокоэнергетическое оружие, лазеры и микроволновое оружие, от которого у вас нет повреждений и обломков, которые были бы от кинетического оружия – вы всё равно достигнете военной цели, не разнеся его на куски».

Группа также рассмотрела «глушение» — форму электронного вмешательства и кибератаки, которые могут привести к нарушению работы спутников. Они изучили случаи, когда «Асаты» можно рассматривать как вооружённое нападение или применение силы и, следовательно, иметь юридические последствия. В настоящее время агрессия в космосе регулируется множеством законов – от Договора по космосу до конвенций ООН и законов отдельных штатов.

Каждый из них соответствует определённой точке спектра, будь то применение силы или вооружённое нападение, и это имеет отношение к тому, что может сделать государство-жертва.

«Огромное» исключение, по его словам, касается спутников раннего предупреждения, принадлежащих Китаю, России и США, которые предупреждали бы их о неминуемой ядерной атаке.

Эти спутники «находятся вне всех других правил», потому что они предназначены для того, чтобы дать нации драгоценные минуты, чтобы решить, следует ли развёртывать оборонительное оружие.

Любая атака на спутник раннего предупреждения будет «явным индикатором начала войны, потому что они мешают вам увидеть то, что они собираются сделать», говорит он.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~CgV93
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.