Технологии

В НАТО считают спутниковую навигацию решающим инструментом для «милитаризации» Арктики

4 Марта 2020
В НАТО считают спутниковую навигацию решающим инструментом для «милитаризации» Арктики

Американские и натовские войска очень полагаются на современные технологии, такие как GPS для навигации, пишет журнал The National Interest. Что произойдёт, если Москва нейтрализует эти возможности во время конфликта?

НАТО обвинила Россию в глушении сигналов GPS во время недавних военных учений в Норвегии.

По словам пресс-секретаря НАТО Оаны Лунгеску, «Норвегия установила, что Россия несёт ответственность за глушение сигналов GPS на Кольском полуострове во время учений Trident Juncture. Финляндия выразила обеспокоенность в связи с возможным фактом глушения сигнала в Лапландии».

Норвежское правительство утверждает, что помехи исходили с Кольского полуострова, из Мурманской области России. Эти обвинения прилетели вслед аналогичным со стороны Норвегии во время российских военных учений «Запад» в 2017 году.

Эти обвинения знаменуют собой ещё один эпизод в давней борьбе НАТО и России за Арктику. Милитаризация Арктики была хорошо освещена в прессе в течение последнего десятилетия. Менее известны, но не менее важны для судьбы будущего региона усилия России по развитию и распространению собственной спутниковой навигационной системы как противовеса глобальной системе позиционирования (GPS).

ГЛОНАСС, или «глобальная навигационная спутниковая система», родилась как советский проект 1970-х годов по созданию спутниковой космической навигационной системы в контексте продолжающейся космической гонки холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Эти усилия увенчались некоторым техническим успехом, и в течение следующего десятилетия было запущено более двух десятков спутников ГЛОНАСС. ГЛОНАСС успешно конкурировала со своим американским аналогом GPS к 1990 году, но «упала на обочину» из-за нехватки финансирования после распада СССР.

Именно в начале 2000-х годов Президент России Владимир Путин проявил активный интерес к модернизации ГЛОНАСС, чтобы достичь паритета с достижениями GPS. Это привело к внедрению более долговечной системы «Глонасс-М», за которой последовало дальнейшее усовершенствование «Глонасс-К». в 2015 году система ГЛОНАСС была официально завершена и приведена в соответствие с техническими требованиями Министерства обороны России.

ГЛОНАСС и GPS построены на схожих принципах проектирования, и поэтому в большинстве современных вариантов использования имеют примерно одинаковую производительность. В то время как ГЛОНАСС может похвастаться несколько лучшей точностью на больших высотах, ее главный недостаток в настоящее время – относительное отсутствие станций в некоторых регионах. Кроме того, главным недостатком производства спутников ГЛОНАСС является чрезмерная зависимость от иностранных компонентов – проблема безопасности, которую Россия надеется решить в 2022 году с выпуском своей модификации «Глонасс-К2».

По мере того как отношения между Москвой и НАТО ухудшались в последнее десятилетие, система ГЛОНАСС приобрела новое оборонительно-наступательное стратегическое значение для России. Кремль запретил GPS на территории России в 2014 году, ссылаясь на «вопросы национальной безопасности», вытекающие из опасения, что США могут саботировать зависящую от GPS российскую инфраструктуру.

В то же время Россия активно создавала сети ГЛОНАСС для укрепления своего влияния в зонах конфликтов. Кремль утверждает, что в Сирии система успешно использовалась для координации высокоточных бомбардировок антиасадовских сил, сводя к минимуму необходимость в «российских сапогах» на земле.

ГЛОНАСС также облегчает российским военным проведение радиоэлектронных контрмер (ЕСМ) - таких как глушение - против вражеских беспилотных летательных аппаратов, не оказывая негативного влияния на их союзников по сирийскому правительству.

ГЛОНАСС, более чем просто техническая альтернатива, является для Москвы стратегической альтернативой и противовесом GPS. В этом контексте становится очевидным, что создание станций ГЛОНАСС является ключевой частью проекта укрепления влияния России в Арктике.

Для России распространение собственной спутниковой навигационной технологии является еще одним способом обеспечить себе конкурентное преимущество в Арктическом регионе, который становится все более милитаризованным. И наоборот, вполне логично предположить, что Россия хотела бы продемонстрировать свою способность подрывать GPS в том, что она считает сферой своих интересов.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~0ur6y
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.
28.12.2024
Глобальные навигационные спутниковые системы достигли значительного прогресса в наблюдении за Землёй. Четыре ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) теперь доступны по всему миру. Эти системы широко используются в позиционировании, навигации и синхронизации (PNT).

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.