Технологии

Устойчивая навигация без помех – через спутники LEO

11 Октября 2024
Устойчивая навигация без помех – через спутники LEO

Частые сбои в работе GPS (ГНСС США), вызванные, как предполагается, глушением сигнала, негативно влияют на повседневную жизнь гражданского населения Финляндии, создавая им серьёзные проблемы для навигации. Решение этих проблем предлагает новый подход, основанный на использовании спутников на низкой околоземной орбите (LEO) в сочетании с массивными антеннами с несколькими входами и несколькими выходами (MIMO). Этот метод обеспечивает точную навигацию при сбоях в работе традиционных глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС: ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo).

Метод представил Махмуд Эльсанхури из Университета Ваасы (Финляндия). Его работа посвящена технологиям позиционирования, направленным на повышение точности и надёжности навигации. Она охватывает несколько областей, включая разработку сверхширокополосной (СШП) системы для точной навигации внутри помещений, т.н. «indoor GPS», и усовершенствование системы позиционирования транспортных средств на открытом воздухе с помощью ГНСС. Кроме того, в его диссертации представлен метод определения местоположения с использованием спутников LEO для преодоления недостатков существующих систем ГНСС. Учёный обещает значительное повышение точности позиционирования как внутри, так и снаружи помещений.

По его словам, несмотря на достижения в области технологий определения местоположения, существующие системы по-прежнему не могут обеспечить надёжные решения для преодоления таких проблем, как помехи GPS.

В исследовании выделены две технологии: СШП-системы для улучшения навигации внутри помещений и спутники LEO для улучшения навигации вне помещений. СШП-технология обеспечивает высокоточное позиционирование в условиях плотной внутренней среды, в то время как метод, основанный на использовании спутников LEO, устраняет ограничения традиционных систем ГНСС.

Для использования на открытом воздухе предлагается новый метод, основанный на использовании спутников LEO, для борьбы с глушением GPS и помехами, которые стали постоянной проблемой в Финляндии и других регионах. Этот метод использует несколько лучей сигнала от спутников LEO для повышения надёжности навигации при сбоях в работе систем ГНСС.

Результаты моделирования многообещающие: метод, основанный на LEO, превосходит ГНСС в сложных дорожных условиях. Система LEO достигла точности определения местоположения в 9,15 метра по сравнению с точностью ГНСС в 26,6 метра – более чем на 60-190%.

Разработчик утверждает, что технологии позиционирования, показанные в его исследовании, могут быть также применены к внеземным средам, таким как Луна и Марс, где космические агентства работают над созданием устойчивых населённых пунктов.

Исследование также направлено на разработку СШП-систем для навигации в сложных помещениях, таких как промышленные. СШП-технология зарекомендовала себя как надёжная в условиях плотной застройки, преодолевая типичные проблемы с беспроводной связью. Интегрируя СШП с вспомогательными технологиями, такими как инерциальные датчики движения, можно значительно повысить точность информации о местоположении, решая проблемы, с которыми сталкиваются традиционные системы в ограниченных пространствах.

Эксперименты показали, что технология СШП обеспечивает среднюю точность всего в 4,7 сантиметра, что является существенным улучшением по сравнению со стандартными методами.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~eJ8ov
15.10.2024
Спутники и беспилотники уверенно наращивают свое присутствие на мировом рынке данных дистанционного зондирования Земли, но пока здесь лидирует пилотируемая авиация, об этом говорится в аналитическом отчете российской компании SR Space.
11.10.2024
Развитие мегагруппировок космических аппаратов влечет не только создание дополнительных сервисов для жителей Земли, но и представляет космическую угрозу. Для этого мировое сообщество должно разработать правила управления космическим движением. Об этом заявил председатель совета Ассоциации участников рынка спутниковой связи Юрий Урличич на пленарной сессии конференции Satcomrus 2024.
10.10.2024
Спутники на низкой околоземной орбите (LEO) обладают уникальными преимуществами в навигации в силу высокой интенсивности сигнала и быстрых геометрических изменений. Китайские учёные из Университета космической инженерии (Факультет аэрокосмических наук и технологий, г. Пекин) поставили перед собой задачу решить проблему ухудшения производительности созвездия после потенциального отказа одного или нескольких навигационных спутников на средней околоземной орбите (MEO).
03.10.2024
Преднамеренные сбои в работе ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) расширили понимание уязвимостей ГНСС. Очевидно, что только ГНСС недостаточно. PNT стало частью соперничества великих держав, тесно связанной с безопасностью.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.