Технологии

Умная мобильность: то, что делает город по-настоящему умным

3 Сентября 2024
Умная мобильность: то, что делает город по-настоящему умным

Умные города и умная мобильность — это решение текущих и будущих проблем, с которыми сталкиваются города по всему миру. И это ответы на сложную головоломку городских заторов и загрязнения окружающей среды. Подключённые системы и интеллектуальное управление движением делают города более пригодными для жизни.

В мире, где более 50% людей живут в городских районах, проблемы, с которыми сталкивается инфраструктура, растут в геометрической прогрессии. Пробки на дорогах, загрязнение воздуха и спрос на энергию — вот лишь некоторые из проблем, требующих инновационного подхода. Умные города предлагают платформу, которая позволяет более эффективно управлять городом за счёт интеграции цифровых технологий, таких как IoT и облачные сервисы.

Умные города и умная мобильность решают ряд конкретных и насущных проблем, с которыми сталкиваются городские центры:

• Загрязнение: использование транспортных средств с низким уровнем выбросов, таких как электромобили, и улучшение общественного транспорта для сокращения индивидуального автомобильного трафика. Кроме того, умные системы управления дорожным движением помогают оптимизировать движение и минимизировать ненужный простой.

• Пробки на дорогах и зависимость от автомобилей: города могут использовать интеллектуальные транспортные системы, чтобы сделать движение более эффективным. Это включает в себя оптимизацию светофоров, использование анализа транспортных потоков для предотвращения заторов и продвижение альтернативных форм мобильности, таких как езда на велосипеде и общественный транспорт. Такие меры снижают потребность в обширных дорожных сетях и уменьшают зависимость от индивидуального автомобильного движения.

• Первый и последний километр: интеграция решений для микромобильности, таких как электросамокаты или популяризация езды на велосипеде, улучшает доступность общественного транспорта, обеспечивая гибкое сообщение между домом, работой и ближайшей остановкой. Интеллектуальные системы продажи билетов, поддерживающие мультимодальные поездки, также могут помочь сделать общественный транспорт более привлекательным.

• Безопасность дорожного движения: используя технологии мониторинга и системы безопасности дорожного движения на основе данных, города могут определять опасные зоны и принимать превентивные меры. Автоматические системы оповещения и подключённые транспортные средства могут помочь предотвратить аварии и повысить безопасность для всех участников дорожного движения.

• Риски кибербезопасности: сетевое взаимодействие транспортных систем и сбор данных увеличивают риск кибератак. Для защиты этих инфраструктур необходимы передовые решения по кибербезопасности, которые одновременно повышают устойчивость к атакам и защищают конфиденциальность и данные пользователей.

• Транспортная бедность: умные города должны быть инклюзивными. Это означает безбарьерный доступ к решениям по мобильности для всех слоев населения, включая тех, кто ограничен по финансовым или физическим причинам. Ценообразование, доступность и сетевое покрытие транспортных услуг должны быть разработаны для обеспечения всеобъемлющей мобильности для всех граждан.

Главные цели умного города — сокращение потребления ресурсов, содействие защите климата, обеспечение мобильности и улучшение качества жизни с помощью сетевых технологий. Основное внимание здесь уделяется устойчивому развитию городов, которое достигается путём улучшения сетевого взаимодействия муниципальных инфраструктур, таких как энергетика, здания и вода.

Важно, чтобы такие цифровые решения были доступны всем и в то же время не представляли собой ненужного надзора. Особое внимание уделяется защите данных и возможности участия, чтобы гарантировать, что умный город останется коллективно контролируемым городом.

Город определяется не только его технологическими характеристиками. Пригодные для жизни города — это те, которые предлагают социальную справедливость, экономические возможности и высокое качество окружающей среды. Они активно решают такие проблемы, как демографические изменения, социальное разделение и загрязнение, и создают среду, в которой каждый хочет жить и работать, посредством устойчивого городского развития. Ключ заключается в городском развитии с участием, которое позволяет гражданам принимать активное участие в формировании своего города и вносить свои потребности и желания.

Этот всеобъемлющий взгляд подчеркивает важность комплексного планирования и реализации проектов умных городов, которые эффективно используют технологии, ставя людей в центр внимания.

Умная мобильность является стержнем умного города и представляет собой важный интерфейс между передовыми технологиями и городской мобильностью. Она включает в себя не только традиционные средства передвижения, такие как автомобили и общественный транспорт, но и инновационные решения для мобильности, такие как совместное пользование автомобилями и услуги по запросу.

Умная мобильность является неотъемлемой частью стратегии умного города и играет центральную роль в формировании устойчивых городских пространств. Многие города уже используют интеллектуальный анализ данных о дорожном движении для повышения безопасности дорожного движения и проактивного решения инфраструктурных проблем. Такие данные служат основой для дальнейшего развития городских систем и способствуют переходу к более экологически чистым и социально справедливым решениям в области мобильности.

В умном городе традиционные подходы, такие как строительство дорог, всё чаще заменяются гибкими транспортными решениями, основанными на данных. Использование сенсорных сетей и анализ агрегированных данных не только дают представление о текущих транспортных потоках, но и открывают новые возможности для управления общественными пространствами, что в конечном итоге приводит к повышению качества жизни.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ltlzk
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.