Технологии

Ученые СевГУ разрабатывают систему навигации для подводных беспилотников

20 Июня 2024
Ученые СевГУ разрабатывают систему навигации для подводных беспилотников

Ученые Севастопольского государственного университета разрабатывают систему позиционирования подводных беспилотников, которая позволит обеспечить миллиметровые точности, об этом сообщили в вузе.

Разрабатываемая система позиционирования автономных необитаемых подводных аппаратов может использоваться для военных и гражданских беспилотников: обследование морского дна, очистка акваторий, детальное обследование причальной инфраструктуры и другое.

«Метод основан на использовании двух принципиально разных волновых процессов: акустического, он же информационный, и электромагнитного или оптического, которые нужны, чтобы сформировать в двух точках пространства синфазные опорные колебания. Это позволит создать фазовую радиотехническую систему измерения дальности, которая обладает наивысшими параметрами точности, до нескольких миллиметров на финальной стадии причаливания. Ни один из существующих методов не обеспечивает такой точности. Предварительные исследования показывают, что поставленная цель будет достигнута», — рассказал профессор кафедры «Электронная техника» Игорь Широков.

Работы будут проводиться на средства гранта в 3 млн рублей, выделенного Российским научным фонд (РНФ). Грант выделялся в условиях жесткого отбора. Выбор СевГУ был обусловлен тем, что ученые кафедры «Электронная техника» Института радиоэлектроники и интеллектуальных технических систем уже несколько лет занимаются исследованиями в области определения координат движения подводных объектов. Их исследования уже поддержаны шестью патентами РФ. Сейчас в Федеральном институте промышленной собственности рассматриваются три новых патента, в перспективе получение еще 10. Стабильное финансирование позволило создать в СевГУ новую лабораторию «Подводная связь и навигация».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~jaanB
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.