Технологии

Ученые с помощью навигационных спутников исследовали льды озер в заповеднике Хакассии

21 Января 2025

Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.

«Использование сигналов ГНСС – перспективное направление в области дистанционного зондирования Земли, оно открывает новые возможности для мониторинга окружающей среды, изучения климата, прогнозирования природных катастроф и многих других задач», - отметили в лаборатории космических систем и технологий.

В ходе исследований ученые изучили возможность применения спутниковой рефлектометрии – инновационной технологии, в основе которой анализ сигналов ГНСС, отраженных от земной (водной) поверхности.

«Суть метода состоит в анализе свойств интерференционного поля, которое образуется в результате сложения электромагнитных волн, поступающих от спутника, и волн, отраженных от многослойной структуры объекта (например, снега, льда, воды, воздуха, лесного покрова или почвы). Сигнал ГНСС, зарегистрированный приемником и прошедший через ледовую поверхность с последующим отражением, подвергается искажениям из-за рассеяния и поглощения. Характер этих искажений, определяемый электрофизическими свойствами среды, несет информацию о параметрах исследуемого объекта. Этот метод дает возможность определять такие характеристики, как толщина ледового покрова, его прочность, влажность, соленость и температура», - сообщили в научном центре.

Выбор для исследований озер Иткуль и Шира обусловлены их относительно близким расположением друг к другу, схожими климатическими условиями, а также различием в типе водоемов – одно озеро пресное, а другое соленое.

Для обработки и анализа данных используются специализированные алгоритмы и программы, которые учитывают различные факторы. В лаборатории космических систем и технологий ФИЦ КНЦ СО РАН разработан специализированный веб-сервис для систематизации и оперативной обработки данных экспериментальных наблюдений.

Применение метода ГНСС-рефлектометрии имеет широкий спектр практических применений, включая мониторинг климатических изменений, прогнозирование ледовой обстановки, оценку безопасности ледовых переправ и изучение экосистем озер.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~lloYc
30.06.2025
Австралийские учёные провели эксперимент, чтобы понять, как бабочки-богуны находят дорогу. Они поместили бабочек в симулятор полёта и отключили магнитное поле Земли. В таких условиях бабочки всё равно летели в нужном направлении. Это значит, что они ориентируются по звёздам.
27.06.2025
Роскосмос, естественно, диктует государственную политику, предприятия собирают какие-то системы и комплексы, научные школы обеспечивают кадры и сами школы, а мы должны поддерживать те технологии, из которых будут собираться соответствующие системы. Что мы, собственно, и делаем.
26.06.2025
В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.