Центру дальней космической связи в Евпатории исполняется 60 лет
Всем известен город Евпатория как морской курорт и здравница России, но есть там еще и выдающийся космический центр - Центр дальней космической связи (ЦДКС). 29 июня 2020 года ему исполняется 60 лет.
Начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев, который непосредственно работал в ЦДКС, рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» о работе Центра и знаменательном проекте «ВЕГА».
Он напомнил, что славная история ЦДКС связана с именами Мстислава Келдыша и Сергея Королева, с лунной программой, исследованиями планет Солнечной системы, астрофизическими наблюдениями. И сегодня Центр трудится, в том числе, на благо российской навигационной системы ГЛОНАСС.
В рамках работы Центра в 1985 году в июне получил «боевое крещение» евпаторийский 70-метровый радиотелескоп - РТ-70. Произошло это при выполнении международного проекта «ВЕГА». Тогда, 35 лет назад, межпланетные станции «Вега-1» и «Вега-2» по дороге к комете Галлея «заглянули» к Венере и сбросили на нее спускаемые аппараты и аэростатные зонды. Эксперименты по высокоточному контролю перемещений аэростатных зондов в венерианской атмосфере стали принципиально возможны за счет использования так называемого радиоинтерферометра со сверхдлинной базой, образованной радиотелескопами в Евпатории, Уссурийске и Медвежьих Озерах.
Радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами (РСДБ) является одним из перспективных направлений развития не только радиофизики, но и геодезии и навигации, особенно навигации объектов дальнего космоса. Сегодня РСДБ это целая международная сеть больших радиотелескопов, позволяющая с высокой точностью определять местоположение и перемещения, например, луноходов и марсоходов. Именно наличие РСДБ позволило осуществить баллистическое обеспечение полета автоматической межпланетной станции «Фобос», которая имела целью сближение с одноименным спутником Марса на несколько десятков метров! Все баллистические маневры были успешно проведены и не вина РСДБ, что станция вышла из строя и не смогла завершить программу за 9 дней до пролета Фобоса.
Кроме того, то именно евпаторийский РТ-70 помог зафиксировать первый и пока единственный случай попадания спускаемого аппарата в венерианскую бурю. Этот аппарат, выпущенный с «Веги-1», был отброшен мощным атмосферным шквалом на несколько километров, как теннисный мячик. Ученые, вероятно, никогда бы не узнали причину нештатной работы техники, если бы не доплеровский всплеск, зафиксированный радиотелескопом. Это доказало почти безграничные его возможности.
В настоящее время РТ-70 и ЦДКС в Евпатории применяются во многих фундаментальных и прикладных исследованиях, в том числе в проекте «Квазар-КВО», занимающем одно из центральных мест в фундаментальном обеспечении глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
«Хотелось бы обратить внимание навигационного сообщества на такой важный инструмент, как РСДБ, и, пользуясь случаем, на его славную историю. Стоило бы призвать специалистов в этой области к освещению в печати вопросов, связанных с этим безусловно перспективным направлением», - отметил Алексей Муравьев.
Ниже приведены выдержки из цикла «ЦДКС».
Евпаторийская
Золотая акватория,
белый город Ев-па-то-ри-я.
В центре города субтропики,
отдыхающие в топиках,
водо- и грязелечение
и другие развлечения.
…
А вдали прибои пенные,
побережие ан-тен-но-е.
Здесь пейзажи марсианские,
а ветра венерианские…
…
Не на отдыхе на яхте мы –
на космической на вахте мы.
***
По длинным гулким коридорам
мы входим в Центр в ранний час.
Зал пуст и дремлют мониторы,
но все завертится сейчас.
Событие! О нем мечтали
мы много долгих, трудных лет
и верили еще в начале,
что ничего прекрасней нет.
И вот оно, простое чудо –
вдвойне чудесней в первый раз –
оно так далеко отсюда
и так тонка-тревожна связь.
Еще так рано, очень рано
и у антенн игра теней:
кружились над водой в лимане
четыре ниточки смерчей.
Сейчас-сейчас! Эфир замолкнет,
слюдяный мрак пойдет на спад
и брызнет в радужные окна
рассвет, как будто дальний старт. (А.Б. Муравьев)
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam