Технологии

Тахографы от ведущих европейских производителей на отечественных автомобилях

12 Ноября 2014
Тахографы от ведущих европейских производителей на отечественных автомобилях
На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС», связанные с ситуацией на современном рынке тахографов в России, отвечает ведущий инженер ООО «Омникомм-Сервис», Александр Протасов.

В последнее время в Россию приходят наиболее крупные производители тахографов, которые будут осуществлять разработку, производство и поставку автомобильной электроники и мехатроники на конвейеры основных российских производителей автомобильной техники. Как стало известно речь идет о поставке и установке сертифицированных систем цифровой тахографии и сопутствующих комплектующих. В связи с чем, у наших читателей возникло несколько вопросов.

- В чем принципиальное отличие в применении аналогового от цифрового тахографа?

- В отличие от аналогового тахографа, где данные о работе водителя записываются на бумажные носители (таходиски), которые необходимо менять каждые 24 часа и которые требуют ручного заполнения, цифровой тахограф использует электронные карты. Они позволяют хранить все данные о работе водителя в цифровом виде, что является безопасным и надежным средством хранения информации.

В цифровой тахограф российского образца встроен навигационно-криптографический модуль (НКМ-1), который хранит всю информацию в зашифрованном виде, что исключает различного рода манипуляции с данными тахографа (намотка одометра, отключение датчика скорости и т.д.).
 
- Существует ли необходимость замены прежних тахографов на цифровые?

- В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.12.2013 г. № 470 О внесении изменений в порядок оснащения транспортных средств тахографами, все транспортные средства должны быть оснащены тахографами со встроенными средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) до 1 января 2018 года.
После этапа оснащения автомобилей тахографами водители начнут более ответственно подходить к соблюдению правил дорожного движения, а также соблюдению режимов труда и отдыха, что позволит уменьшить число аварий и улучшить ситуацию на дорогах в целом.
 
- Как вы оцениваете рынок установки и сервиса тахографов в России?

Появление тахографов как “ветки” мониторинга транспорта для многих компаний, предоставляющих услуги мониторинга, было неожиданностью и повлекло за собой некоторые сложности как в получении разрешения на установку, так и в самой установке тахографов, несмотря на то, что тахографы существуют довольно давно, и устанавливать их начали еще в 1995 году.

Сложность заключалась, во-первых, в том, что для предоставления сервиса по установке и обслуживанию тахографов компания должна быть внесена в перечень Мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, а для получения данного допуска необходимо выполнить ряд условий (наличие мастерской, специально обученные сотрудники, лицензии ФСБ и т.д.).

Во-вторых, для оснащения транспортного средства требуется не только установка самого тахографа, но и установка соответствующего дополнительного оборудования, необходимого для полной функциональности системы (импульсный датчик скорости, спидометр), которые необходимо подбирать индивидуально для каждой марки и модели автомобиля. Большинство организаций, занимающихся предоставлением услуг мониторинга, было не готово к организации сервисов по оснащению автопарков устройствами контроля как из-за отсутствия необходимого оборудования (наличие мастерской, поверенные инструменты для калибровки, датчики скорости, спидометры и т.д.), так и из-за недостатка опытных мастеров с глубокими знаниями механизмов автотехники.

Наша компания среагировала оперативно, были собраны все необходимые документы, успешно пройдены все этапы, и компания была занесена в перечень Мастерских.
 
- Насколько важно иметь в составе тахографа приемник спутниковой навигации?

- Система ГЛОНАСС/GPS является на сегодняшний день одним из самых надежных способов контроля местоположения транспортного средства. Благодаря наличию двух систем и, как следствие, большому числу спутников, покрытие спутниковой связи охватывает 99% поверхности Земли (исключая закрытые помещения), что даёт возможность получать достоверную информацию о скорости и пройденном пути независимо от работоспособности внутренних механизмов контролируемого транспорта. Таким образом, благодаря использованию в тахографе сигнал ГЛОНАСС/GPS (помимо сигнала с датчика скорости), увеличивается возможность бесперебойного контроля автотранспорта.
 
- Есть ли необходимость работы тахографа, оснащенного навигационным приемником, с другими устройствами, установленными на транспортном средстве? С какими именно?

- Согласно правилам оснащения тахографической системой мониторинга, тахограф должен контролировать скорость транспортного средства, используя два сигнала скорости автомобиля с разных источников. Как говорилось ранее, первым сигналом является сигнал, полученный со спутниковых систем позиционирования. Для получения второго сигнала к тахографу подключается импульсный датчик скорости, установленный на коробку транспортного средства. Второй сигнал нужен для того, чтобы, во-первых, продолжать контролировать передвижение авто во время выхода из строя первого источника скорости, во-вторых, чтобы снизить вероятность манипуляций со стороны водителя. После получения данных о скорости и пройденном пути транспортного средства вся информация выводится на панель водителя (спидометр, одометр), чтобы водитель во время движения мог ориентироваться только на достоверные показатели.
 
 
 
 
 
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~0FGmu

18.04.2025
22 апреля 2025 года в рамках XVIII Международного Навигационного форума состоится торжественная церемония вручения ежегодной премии Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в области навигации. В 2008 году Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» учреждена ежегодная премия в области навигации, вручаемая в двух номинациях: «За вклад в создание и развитие системы ГЛОНАСС» и «За внедрение технологий на базе системы ГЛОНАСС».
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.