Технологии

Стереозрение для беспилотников

3 Июня 2025

Специалисты Самарского университета им. Королёва разработали систему искусственного интеллекта для беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), которая оснащена функцией стереозрения.

Программный комплекс «Навигатор» позволяет БпЛА самостоятельно следовать по заданным маршрутам, обходить запретные для полёта зоны и реагировать на препятствия, возникающие на пути. Благодаря системе беспилотник может безопасно приземляться в экстренных ситуациях.

«Навигатор» также обеспечивает безопасную работу нескольких БпЛА в пределах одной заданной территории. Например, при массовой обработке сельскохозяйственных культур.

Разработка была создана по заказу индустриального партнёра университета — компании «Транспорт будущего», занимающейся разработкой и производством беспилотных авиасистем.

«Система „Навигатор“ — это программная платформа, обеспечивающая безопасность навигации беспилотных авиасистем с использованием искусственного интеллекта и технического зрения, – рассказал профессор Артём Никоноров, директор Института искусственного интеллекта и руководитель Центра „Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем“ Самарского университета им. Королёва. – Она решает ряд важных задач, включая сегментацию зон полётов, разделение пространства на транспортные коридоры и выделение запретных для полётов зон. Например, дроны с „Навигатором“ на борту понимают, какие участки посевов нужно поливать и обрабатывать, а какие — нет. Также программа предотвращает случайные вылеты за пределы обрабатываемого поля, что иногда происходит с агродронами. Кроме того, система обнаруживает подвижные и неподвижные препятствия и уклоняется от столкновений с ними. Разработанный комплекс может планировать полёты нескольких беспилотников в одной зоне, чтобы они не мешали друг другу, и обеспечивать безопасность при срочной посадке в незапланированном месте. Система определяет по картинке с камеры, что в зоне посадки нет людей, животных, автомобилей и т.д.».

Перед полётом пилот или техник вносит необходимые данные в систему на портативном пульте или наземной станции управления. В результате получается готовый маршрут, по которому дрон летит в автоматическом режиме.

«Навигатор» работает на одноплатном микрокомпьютере Jetson Nano, так как большой компьютер на БпЛА установить невозможно. Разработчики смогли найти оптимальное решение, обеспечивающее высокое качество и скорость работы алгоритмов технического зрения при минимальном энергопотреблении системы.

Одной из особенностей «Навигатора» является стереозрение — возможность работы программного комплекса с видеопотоками, получаемыми с двух камер, разнесённых на некоторое расстояние друг от друга. Обычно беспилотники используют монозрение, даже если на борту установлено несколько камер.

«Мы использовали стереозрение, чтобы „Навигатор“ не только видел объекты, но и мог точно определять расстояние до них, – говорит Никоноров. – Стереозрение позволяет с точностью до сантиметра определять расстояние до объекта на расстоянии нескольких десятков метров. Это необходимо для понимания, насколько близко дрон находится к объекту. Также стереозрение помогает лучше определять рельеф в зоне экстренной посадки».

Ещё одна функция комплекса — помощь в ориентации дрона в случае потери навигационного сигнала. Система заранее сегментирует изображение обрабатываемого поля на множество фрагментов, и нейросеть затем сравнивает текущее изображение с камеры с этими фрагментами, чтобы определить местоположение.

«Решить эту задачу исключительно с помощью камеры, смотрящей вниз, сложно, так как сельскохозяйственные поля на большом протяжении могут выглядеть одинаково. Однако за их пределами обычно есть внешние ориентиры: лесополоса, дорога, линия электропередачи. Таким образом, можно определить и предотвратить вылет дрона за пределы обрабатываемого поля. По кусочку изображения с камеры система ищет это место на большом плане, который был ранее сегментирован и загружен в систему, и в результате дрон понимает, где он находится. Точность позиционирования при таком способе может достигать около 1 метра».

В настоящее время модуль технического зрения комплекса проходит тестирование. Разработчики планируют дополнить систему другими полезными программными модулями, которые будут отвечать за различные направления будущей отечественной экосистемы безопасности беспилотных авиасистем.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~n4Obb
29.05.2025
Первый в мире прямой широкополосный видеозвонок со спутника 5G на смартфон, проведённый учёными из Китая, поднял новые вопросы об эффективности ограничений США в отношении таких приложений, как TikTok.
28.05.2025
Как сообщили в Южно-Уральском государственном университете, этот контроллер позволяет устанавливать различные процессоры и периферийные устройства в зависимости от потребностей. При этом все компоненты остаются совместимыми и работают в единой системе управления.
26.05.2025
Пока все космические системы и услуги PNT финансировались, принадлежали и эксплуатировались исключительно мировыми правительствами со значительными бюджетами, длительными графиками и публичными документами по контролю интерфейса (ICD).
23.05.2025
В мире активно разрабатываются технологии, которые позволят создавать процессоры следующего поколения. В частности, учёные из России работают над созданием квантовых процессоров с тысячами кубитов, которые могут стать основой для практически полезных гибридных суперкомпьютеров.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.