Технологии

Спутниковые данные: другой тип данных смартфона, о которых мало известно

9 Марта 2023
Спутниковые данные: другой тип данных смартфона, о которых мало известно

Поскольку спутниковые данные являются строительными блоками, используемыми нашими телефонами для определения того, где мы находимся, они не всегда отключаются, а также не собираются и не обрабатываются так же, как данные о местоположении.

Когда вы думаете о данных о местоположении на своем мобильном телефоне, планшете или ноутбуке, что приходит на ум? Почтовые адреса? Почтовые индексы? Эти данные указывают, где вы живете, где работаете и какие места посещаете.

В сочетании с другими типами данных с течением времени компании и правительства используют их для анализа моделей вашего потребления, рода занятий, образования, здоровья и финансового положения.

Отключение служб определения местоположения только предотвращает получение приложениями для смартфонов данных о местоположении. Смартфоны по-прежнему могут быть обнаружены вышками сотовой связи и беспроводными сетями, когда службы определения местоположения отключены.

Это было подчеркнуто немецким политиком Мальте Шпицем более десяти лет назад, когда он подал в суд на своего оператора мобильной связи Deutsche Telekom за любые личные данные, которыми они располагали о нем.

Когда дело было улажено, и он в конце концов получил данные, политик нашел 35 000 упоминаний о своем местонахождении. Он смог визуально восстановить свои передвижения за предыдущие шесть месяцев, продемонстрировав общественности актуальность законов о защите данных.

Но это еще не все. Используя критический код и методы документального исследования, мы обнаружили, что необработанные данные измерения местоположения спутника постоянно создаются в наших устройствах.

Поскольку спутниковые данные являются строительными блоками, используемыми нашими телефонами для определения того, где мы находимся, они не всегда отключаются, а также не собираются и не обрабатываются так же, как данные о местоположении.

Смартфоны определяют местоположение несколькими способами. Первый способ включает в себя триангуляцию телефонами расстояний между вышками сотовой связи или маршрутизаторами wi-fi.

Второй способ предполагает взаимодействие смартфонов с навигационными спутниками. Когда спутники проходят над головой, они передают сигналы на смартфоны, что позволяет смартфонам вычислять свое собственное местоположение. В этом процессе используется специализированное аппаратное обеспечение, называемое набором микросхем Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС). Он есть у каждого смартфона.

Когда эти наборы микросхем ГНСС вычисляют сигналы навигационных спутников, они выводят данные в двух стандартизированных форматах (известных как протоколы или языки): протокол необработанных измерений ГНСС и протокол Национальной ассоциации морской электроники (NMEA 0183).

Необработанные измерения ГНСС включают такие данные, как расстояние между спутниками и мобильными телефонами, а также измерения самого сигнала.

NMEA 0183 содержит информацию, аналогичную необработанным измерениям ГНСС, но также включает дополнительную информацию, такую как идентификационные номера спутников, количество спутников в созвездии, какой стране принадлежит спутник и местоположение спутника.

За прошедшие десятилетия стандарт передачи данных улучшил связь с морской электроникой и в настоящее время используется в спектре устройств связи, не относящихся к морской технике, включая смартфоны.

Трудно понять, кто имеет доступ к данным, полученным с помощью этих протоколов. Доступ к протоколам предоставляется предприятиям только по лицензии за отдельную плату.

С другой стороны, необработанные измерения ГНСС являются универсальным стандартом и могут считываться различными устройствами одним и тем же способом без лицензии.

В то время как автоматизированные процессы могут незаметно собирать данные о местоположении. Для использования эти данные не обязательно брать непосредственно со смартфонов.

Данные можно моделировать, экспериментировать с ними или эмулировать на лицензированных устройствах в лабораториях для инноваций и разработки алгоритмов.

Исходные данные, полученные со спутников с наших устройств, использовались для питания глобальных сетей наблюдения, таких как STRIKE3, ныне несуществующей европейской инициативы, которая отслеживала предполагаемые угрозы навигационным спутникам и сообщала о них.

Исследование поднимает вопросы о том, как защищаются права в условиях такой практики. Граждане практически не имеют доступа к данным, полученным с помощью NMEA 0183 и необработанных измерений ГНСС. Из-за этого люди не могут договориться о видимости своих данных в этих наборах данных.

Данные, выводимые с NMEA 0183, и необработанные измерения ГНСС беспрепятственно поступают с любого смартфона на планете. Смартфоны имеют уникальные идентификаторы — номера IMEI, — которые известны технологической экосистеме. Они могут быть связаны с личными данными пользователя.

Поток данных невидим для обычного человека, что означает, что граждане не уверены в том, как используются эти данные или с кем ими делятся. Из-за этого люди не могут оспорить, как используются их персональные данные.

Поскольку интерес к предполагаемой ценности этих протоколов для обеспечения безопасности, развлечений и наблюдения продолжает расти, эти протоколы становятся все более уязвимыми для неправильного использования сторонними разработчиками.

Но в этом есть и другой аспект: измерения NMEA 0183 и ГНСС raw являются стандартами в отраслях, предлагающих продукты и услуги, от которых выигрывают многие из нас. NMEA имеет опыт безопасного прохода в море, что делает их данные важной частью операций аварийно-спасательных служб. Необработанные измерения ГНСС также используются в целях безопасности.

Могут ли решения ограничить использование этих данных только в критических для жизни ситуациях? Существует ли надзорный орган, который мог бы оценить, какое влияние промышленное использование этих данных может оказать на права и свободы владельцев смартфонов? Как насчет аудита, проводимого гражданским обществом, которое имело бы соответствующие возможности для объективной проверки этих проблем, чтобы определить, могут ли они нанести вред обществу? Например, рассмотрим, как федеральный уполномоченный по вопросам конфиденциальности проверяет действия с данными приложений.

Данные о местоположении теперь постоянно поступают с наборов микросхем ГНСС. Существует неопределенность в отношении того, кто использует эти данные и для каких целей. До тех пор, пока промышленность и правительство не заверят граждан в том, что персональные данные не используются и что права защищены, эти вопросы остаются открытыми.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Fast Company
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~lad9k
06.08.2025
Председатель совета директоров АО «АК «Новый космос» Дмитрий Мацук поделился своим мнением о планах Финляндии приобрести радиолокационные спутники у финско-американской компании ICEYE.
06.08.2025
Одна из угроз, стоящих перед энергетическими системами, развивающихся в сторону интеллектуальности и информатизации, это угроза сильных электромагнитных импульсов.
04.08.2025
В современных мегаполисах, где бетонные джунгли поглощают сигналы спутников, а небоскрёбы из стекла искажают радиоволны, начинается новая эра в ориентации в пространстве. Квантовая навигация обещает изменить наше представление о том, как мы ориентируемся в сложных условиях.
29.07.2025
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и представители бизнеса обсуждают введение новых правил для отключения мобильного интернета. В последнее время такие отключения стали происходить всё чаще.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.