Технологии

Современные риски отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

29 Сентября 2020
Современные риски отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

Газета «Ведомости» предположила, что российскую глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС ожидает деградация в случае неудачи программы импортозамещения. 

По мнению издания, «если спутники начнут выходить из строя в ближайшие год-два, заменить их будет нечем», и «в этом случае всей системе грозит деградация». В настоящее время из функционирующих спутников 13 находятся за пределами семилетнего гарантированного срока активного существования.

Причиной отставания показателей российской системы от западных называются трудности плановой модернизации ГЛОНАСС. «Причина, по которой России не удалось совершить плановое обновление космических аппаратов навигационной системы, — это технологические санкции США, не позволившие производителям бортового оборудования закупить нужную электронно-компонентную базу (ЭКБ) категории Space, то есть радиационно стойкую», — заявила газета.

Приводится пример, что новейшие космические аппараты «Глонасс-К», выведенные на орбиту в начале десятилетия, на 80 процентов состояли из компонентов, поставки которых сегодня в Россию ограничены. И по мнению опрошенных изданием экспертов, созданная Россией «в изолированных условиях продукция не будет ни передовой, ни конкурентоспособной.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев, задача обновления орбитальной группировки действительно стоит. Он отметил, что проблем много. Это, в первую очередь, трудности с импортозамещением, а отсюда и загарантийные космические аппараты, и изменение планов введения новых спутников серии «Глонасс-К», а, следовательно, отставание с достижением перспективных характеристик навигационного обеспечения.

Но вместе с тем, ситуация с преодолением этих трудностей не является фатальной. «Сейчас формируются по линии Минпромторга программы по развитию отечественной микроэлектроники, в том числе затрагивающие и область спутниковой навигации, которые должны продвинуть нас вперед. С 2021 года запланирована новая программа развития системы ГЛОНАСС в рамках единой программы космической деятельности. Эта программа предусматривает модернизацию всей системы ГЛОНАСС, как орбитального сегмента, так и наземного комплекса управления и, кроме того, функциональных дополнений системы и аппаратуры потребителей. Если эти планы будут реализованы, то кризисных явлений удастся избежать , в противном случае ситуация действительно может стать тяжелой», - сказал Муравьев.

Он также указал на еще один проблемный вопрос – спутниковая аппаратура потребителей. В этой сфере дела с импортозамещением также обстоят не очень хорошо.

«Я лично считаю, что если мы не выйдем на международный рынок, то система ГЛОНАСС никогда не станет самоокупаемой, не избавится от бюджетных дотаций. Следовательно, эта система будет интересна главным образом военным, а в остальном будет в перспективе финансироваться по остаточному принципу, постепенно деградируя, все больше проигрывая зарубежным конкурентным навигационным системам. В первую очередь, конечно, следует говорить о занятии ключевых позиций на российском рынке. А он, и сам по себе относительно небольшой и поэтому недостаточный для обеспечения системы ГЛОНАСС, так еще и практически целиком занят иностранной продукцией. Зарубежные фирмы экспортируют нам свои изделия (например, смартфоны, компьютеры, геодезические приборы, робототехнику и др.) со своими же навигационными модулями и приемниками (например, китайскими и европейскими). Таким образом, чтобы переломить ситуацию даже на нашем внутреннем рынке надо заинтересовать зарубежных поставщиков, фактически выйти на международный рынок. Как это сделать? Нужен качественный сдвиг. Нужны выдающиеся технические решения. Представляется целесообразным на первом этапе организовать работу по созданию и развитию высоких навигационных технологий: сверхвысокоточных, сверхнадежных, сверхпомехозащищенных. Для развития таких технологий нужно проводить большой комплекс исследовательских и экспериментальных работ. Если мы овладеем серьезными технологиями, Россия сможет занять достойное место на своем и внешнем рынках», - сказал эксперт. 

Эта и многие другие темы будут подробно обсуждаться на XIV Международном навигационном форуме, центральном событии года в Российской Федерации и странах ЕАЭС в сфере использования навигационных технологий.

Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~791Rp
28.12.2024
Глобальные навигационные спутниковые системы достигли значительного прогресса в наблюдении за Землёй. Четыре ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) теперь доступны по всему миру. Эти системы широко используются в позиционировании, навигации и синхронизации (PNT).
26.12.2024
Ученые МФТИ разработали программу для формирования высококачественных изображений космических объектов, что улучшит мониторинг околоземного пространства и навигацию в космосе. Об этом сообщили в Центре научной коммуникации МФТИ.
23.12.2024
Искусственный интеллект (ИИ) окажет значительное влияние на использование космических активов в будущих войнах. Благодаря ему, эти активы будут развёртываться, управляться и защищаться по-новому. Размышляя о том, как ИИ будет воевать в космосе, надо начать с улучшения спутниковых операций и автономности.
18.12.2024
Близка к завершению сделка, в рамках которой Индия закупает у России систему раннего предупреждения с дальностью обнаружения более 6000 километров. Цена вопроса – $4 млрд.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.