Технологии

Сетевые решения идут на смену спутниковой навигации?

24 Марта 2021
Сетевые решения идут на смену спутниковой навигации?

ГНСС – глобальные навигационные спутниковые системы – лежат в основе современного мира. Если вы звоните другу, пытаетесь успеть на рейс или покупаете кофе, расплачиваясь картой, ГНСС вам в этом помогут. Однако в последнее время стало ясно, что спутниковые системы могут быть уязвимы в плане серьёзных атак со стороны внешних сил. Как результат, лидеры стран, уязвимых к сбоям спутников, срочно ищут альтернативные варианты повышения безопасности своей инфраструктуры. Для определения местоположения, навигации и синхронизации (PNT) ответом могут быть новые отказоустойчивые сетевые технологические решения, сообщает интернет-ресурс Geospatial World.

По большей части ГНСС отлично справляются со своей задачей. Это дёшево, широко доступно и может использоваться для множества вещей. Но есть проблема: это небезопасно. Сигналы слабые, потому что им приходится преодолевать огромные расстояния от спутников и обратно. Их легко подделать или заглушить. Либо данные не будут передаваться, либо будут передаваться неточные координаты. Поскольку технологии дешевеют, неудивительно, что доступные устройства для подделки сообщений вышли на потребительский рынок. Некий водитель грузовика попытался  скрыть от начальства отклонение от маршрута и случайно вызвал полный хаос, проезжая мимо аэропорта Ньюарка (США). Сообщения о серьёзных нарушениях работы ГНСС становятся повсеместными. По оценкам правительства Великобритании, только в Лондоне каждый месяц на финансовую торговлю влияют 80-120 инцидентов, связанных с глушениями ГНСС. Прошлым летом неоднократно поступали сообщения о том, что суда сбиваются с курса в Средиземном море, и о подозрениях на политическую нечестность в нарушении работы ГНСС в главном аэропорту Тель-Авива (Израиль) в 2019 году.

Теоретически критически важная инфраструктура, такая как точное время, может стать зависимой от стабильных политических отношений. Отключение ГНСС может стать обычным явлением и оказать огромное влияние как на потребителей, так и на бизнес, потому что вся общественная и коммерческая инфраструктура зависит от спутниковых навигационных систем. Всемирное координированное время, глобальный эталон времени, рассчитывается с помощью атомных часов на спутниках ГНСС. Затем оно проверяется 70 физическими учреждениями по всему миру, такими как RISE (Исследовательский институт Швеции) и NPL (Национальная физическая лаборатория) в Великобритании. Точное время позволяет функционировать множеству отраслей. В сфере финансовых услуг банкам необходимо точное время, чтобы знать, что происходит, и предотвращать ошибки. С миллионами транзакций, происходящих каждый день, если время на двух распределённых серверах отличается даже на миллисекунду, метки времени транзакции становятся ненадёжными, и транзакции должны быть отменены. Это настолько важно, что и в Европе, и в США синхронизация времени регулируется строгими финансовыми правилами, а несинхронизация приводит к потере бизнеса и репутационному ущербу. IoT (Интернет вещей) – ещё одна отрасль, во многом полагающаяся на точность хронометража. Если внезапно пропадёт сигнал ГНСС в беспилотном автомобиле, ему будет сложно получить доступ к высокоточному времени. Это может привести к рассинхронизации или задержке различных компонентов автомобильной системы автопилота, что приведёт к неисправности автомобиля. Недавнее исследование по заданию британского правительства показало, что нарушение работы ГНСС будет стоить Великобритании £1 млрд в день. Неудивительно, что глобальные правительства ищут решения борьбы с этим злом. В 2020 году правительство США выпустило  Исполнительный указ  «Повышение национальной устойчивости за счёт ответственного использования служб позиционирования, навигации и хронометража», а в 2021 году за ним последовала Директива 7 по космической политике, требующая, чтобы критическая инфраструктура имела альтернативы ГНСС. В том же году правительство Великобритании поручило «Национальному центру хронометража» изучить, как уменьшить зависимость Великобритании от ГНСС.

По мере проведения этих расследований правительства и корпорации должны обратить внимание на существующие устойчивые технологии PNT. В последние годы были разработаны решения, обеспечивающие очень точное время, устойчивое к сбоям ГНСС. Отслеживаемое время как услуга (TTaaS) – это решение для синхронизации времени, отличающееся устойчивостью к сбоям ГНСС. Исторически сложилось так, что торговые площадки получали своё время за счёт аппаратной архитектуры, состоящей из часов Grandmaster, антенны на крыше каждой торговой площадки и отдельного программного обеспечения для синхронизации и мониторинга. Напротив, TTaaS предоставляется по сети и не требует никакого оборудования на месте. Поскольку услуга доставляется по защищённым сетям, его нельзя нарушить или подделать. Время получено из сети устойчивых облачных центров синхронизации, в каждом из них находятся трое сверхточных часов Grandmaster, подключённых к трём различным источникам времени. Затем эти концентраторы сравнивают источники синхронизации, чтобы гарантировать точность и прослеживаемость источника. Для дополнительной защиты от сбоев спутников продукт поддерживается наземным центром в Исследовательском институте Швеции (RISE). Это означает, что даже если все спутники выйдут из строя, всё равно будет обеспечена очень точная синхронизация. Предположительно, эту услугу, можно использовать несколькими способами. Во-первых, сервис сможет заменить старое оборудование для измерения времени, зависящее от ГНСС, когда срок службы существующей архитектуры истечёт (примерно через пять лет). До этого момента он может действовать как основная «резервная копия» для систем, которые остаются зависимыми от ГНСС. Всем нужна резервная копия, которая «не хуже», но так же доступна по цене. Поскольку время доставляется по сети, эти решения могут предоставить время за небольшую часть стоимости существующих аппаратных решений. Нарушение работы ГНСС, возможно, станет следующей проблемой, с которой столкнутся отрасли, но, конечно, не беспрецедентной. Все свидетельства говорят о том, что существующие эндемические случаи отказов ГНСС будут только расти.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~zmjfX
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.