Технологии

Сегодня исполняется 38 лет запуску на орбиту первого КА серии «Глонасс»

12 Октября 2020
Сегодня исполняется 38 лет запуску на орбиту первого КА серии «Глонасс»

12 октября исполняется 38 лет со дня запуска первого спутника «Космос-1413», ставшего началом развёртывания созвездия спутников российской навигационной системы ГЛОНАСС.

Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты 12 октября 1982 года с запуском первого космического аппарата серии «Глонасс» («Космос-1413»).

24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию в с орбитальной группировкой ограниченного состава из 12 спутников, придя на смену первой отечественной низкоорбитальной системе «Цикада».

В декабре 1995 года орбитальная группировка была развернута до штатного состава (24 спутника), который необходим для полного охвата территории всего земного шара.

Идея и методы спутниковой навигации основаны на использовании в качестве ориентиров в пространстве искусственных спутников Земли с известными в любой момент времени координатами и скоростью. Первое обоснованное предложение об использовании спутников для навигации родилось в Ленинграде еще до запуска первого спутника Земли в коллективе, возглавляемом профессором Валентином Семёновичем Шебшаевичем, в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского в 1957 году при исследовании возможностей применения радиоастрономических методов для самолетовождения. Дальнейшие исследования позволили перейти в 1963 году к опытно-конструкторским работам над первой отечественной низкоорбитальной системой «Цикада».

Система ГЛОНАСС предназначена для формирования непрерывного поля навигационных сигналов, с помощью которых возможно высокоточное определение координат и скорости движения объектов, оснащённых специальными приёмниками. Её стабильная работа служит залогом успешного решения многих оборонных, экономических, социальных и научно-производственных задач.

Основу системы ГЛОНАСС составляют 24 космических аппарата на средней круговой орбите высотой 19100 км. Они расположены в трёх орбитальных плоскостях – по восемь спутников в каждой. 


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Xy4qd
29.05.2025
Первый в мире прямой широкополосный видеозвонок со спутника 5G на смартфон, проведённый учёными из Китая, поднял новые вопросы об эффективности ограничений США в отношении таких приложений, как TikTok.
28.05.2025
Как сообщили в Южно-Уральском государственном университете, этот контроллер позволяет устанавливать различные процессоры и периферийные устройства в зависимости от потребностей. При этом все компоненты остаются совместимыми и работают в единой системе управления.
26.05.2025
Пока все космические системы и услуги PNT финансировались, принадлежали и эксплуатировались исключительно мировыми правительствами со значительными бюджетами, длительными графиками и публичными документами по контролю интерфейса (ICD).
23.05.2025
В мире активно разрабатываются технологии, которые позволят создавать процессоры следующего поколения. В частности, учёные из России работают над созданием квантовых процессоров с тысячами кубитов, которые могут стать основой для практически полезных гибридных суперкомпьютеров.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.