Технологии

Сбои в работе GPS признаны угрозой национальной кибербезопасности

20 Августа 2024
Сбои в работе GPS признаны угрозой национальной кибербезопасности

Недавно произошёл так называемый «массовый сбой» с самолётами компании «Дельта». Такие сбои могут происходить на разных уровнях, начиная от поломки устройства и заканчивая отказом доступа в интернет или интранет. Доступ к интернету происходит различными способами, включая стационарные сети и мобильные системы. Независимо от метода, все они основаны на синхронизации от внешнего источника времени, что может стать нашей ахиллесовой пятой.

Цифровые сети требуют точной синхронизации для координации передачи данных. Интернет-маршрутизаторы и коммутаторы должны быть синхронизированы для эффективного управления большими объёмами трафика данных. Без такой синхронизации устройства не смогут точно синхронизировать отправку и получение пакетов данных, что приведёт к возникновению узких мест и потере данных. Как интернет-провайдеры, так и мобильные сети включают в себя множество компонентов, которые должны работать синхронно, чтобы обеспечить не просто качественное обслуживание, но и сам сервис.

Когда системы не синхронизируются, пользователи мобильных устройств сталкиваются с тем, что вызовы прерываются, происходит буферизация во время потоковой передачи, транзакции задерживаются или завершаются сбоем и т.д. Сотовые сети используют GPS-навигатор для синхронизации операций, обеспечивая плавную передачу данных при перемещении пользователей между сотовыми узлами. Такая синхронизация имеет решающее значение для поддержания непрерывности сеанса связи и передачи данных. Продвинутые сети 4G и 5G требуют ещё более точного определения времени из-за их более высоких скоростей передачи данных и сложных протоколов. Рассинхронизация может привести к коллизиям пакетов данных и повторной передаче, снижая эффективность и скорость работы сети или, что ещё хуже, влияя на доступность сети.

Чтобы понять взаимосвязь между GPS (ГНСС США), синхронизацией и кибербезопасностью, необходимо сначала определить PNT (позиционирование, навигация и синхронизация по времени). PNT включает в себя три ключевые функции:

• Позиционирование: точное определение местоположения и ориентации объекта в двух или трех измерениях.

• Навигация: знание текущего и желаемого местоположения (относительного или абсолютного) и внесение поправок в курс, ориентацию и скорость для достижения желаемого местоположения.

• Хронометраж: получение и поддержание точного времени и временных сигналов.

Синхронизация имеет решающее значение; точные сигналы синхронизации позволяют приёмникам определять своё абсолютное и относительное местоположение, а также точное время. Эта синхронизация лежит в основе всей системы, обеспечивая точный и надёжный поток данных через все системы.

Как злоумышленник может навредить, атакуя PNT? Одним из способов является атака по протоколу сетевого времени (NTP). NTP – это протокол, используемый для синхронизации часов компьютеров и системных компонентов с точностью до миллисекунд по всемирному координированному времени (UTC). Он работает через иерархическую систему источников времени, известную как strata, с нулевым уровнем в верхней части, состоящую из высокоточных устройств хронометража, таких как атомные часы и GPS-часы. Каждый спутник GPS оснащён тремя атомными часами, которые обеспечивают точное позиционирование GPS-приёмников и отправку точных временных сигналов на приёмники в центрах обработки данных и облачных сервисах.

Серверы NTP обеспечивают точную синхронизацию сигналов, необходимых сетям для обеспечения работы всех устройств в соответствии с единым стандартом времени. Это имеет решающее значение для регистрации событий, обеспечения безопасности связи и управления потоком пакетов данных, обеспечивая их отправку и получение в правильном порядке. Точное время также важно для криптографических протоколов, которые часто используют временные ключи и токены. Синхронизация помогает предотвратить повторные атаки, когда злоумышленник перехватывает и повторно передает пакет данных, чтобы обмануть получателя. NTP-серверы часто синхронизируются с GPS, чтобы обеспечить точное время, используя атомные часы на борту этих спутников.

Однако есть проблемы. Во-первых, уязвимости NTP, а во-вторых, целостность самого GPS, которая уже вызывает беспокойство в сообществе. Протокол NTP может быть уязвим для кибератак, и понимание этих угроз имеет решающее значение для поддержания целостности и безопасности систем, основанных на точной синхронизации времени. Существует несколько типов NTP-атак:

• Атаки с усилением NTP: они используют протокол NTP для генерации усиленного трафика. Небольшой запрос к NTP-серверу может генерировать большой ответ, который направляется к цели, перегружая её сеть и серьёзно нарушая работу служб, наводняя сеть цели трафиком, аналогично DDoS-атаке.

• Атаки с подменой времени: они происходят, когда злоумышленники манипулируют ответами NTP для предоставления неверной информации о времени. Злоумышленники перехватывают и изменяют трафик NTP, изменяя системное время. Это нарушает ведение журнала, протоколы аутентификации, транзакции, зависящие от времени, синхронизацию и многое другое, что приводит к более широким уязвимостям в системе безопасности.

• Атаки с отражением NTP: они аналогичны атакам с усилением, но нацелены на отражение ответов цели. Злоумышленники отправляют поддельные запросы с IP-адресом цели, в результате чего серверы NTP загружают цель ответами. Это снижает производительность сети или отключает ее для жертвы, вызывая сбои в работе.

Для защиты от этих угроз или смягчения их последствий безопасная настройка и применение механизмов аутентификации к выбранному NTP-серверу значительно уменьшат уязвимости NTP. Однако подмена времени остаётся серьёзной проблемой; изменение времени является нарушением целостности и может привести к серьёзным последствиям.

Дана А. Говард, президент Фонда устойчивой навигации и синхронизации, в посланиях правительству обращает внимание на лёгкость, с которой злоумышленники могут не только глушить, но и подделывать сигналы GPS. Подделка сигнала GPS может привести к ошибочному размещению человека или объекта в другом месте или в неподходящее время. Это не только приводит к перебоям в работе и повседневной жизни, но и создаёт значительные риски для безопасности, особенно если речь идёт о скорой медицинской помощи, воздушных и морских путешествиях.

В недавней статье World Cargo News говорится, что PNT имеет важное значение для морских операций, на которые приходится 95% международной торговли. PNT также имеет решающее значение для бесперебойного функционирования современных портов, что иллюстрирует нашу зависимость от GPS и её услуг в любой сфере торговли.

Заместитель советника по национальной безопасности по вопросам устойчивости и реагирования подтвердил, что политика правительства США в области PNT представляет собой угрозу национальной кибербезопасности, и основная нагрузка ложится на пользователей. Федеральные сети и приложения должны иметь доступ к нескольким источникам синхронизации, один из которых должен быть аутентифицирован и максимально независим от сигналов GPS. Он также предложил национальный метод беспроводной связи и/или вещания как часть национальной архитектуры синхронизации времени с возможностью аутентификации и постоянной проверки информации на основе GPS.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~JktwH
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.