Русская многоразовая ракета полетит на метане
Возможности проведения и обеспечения пилотируемых космических полётов, соорбитальные ударные космические аппараты, вместительные и многофункциональные космические станции, надёжные спутниковые группировки – лишь некоторые из современных возможностей России в космической сфере. Российская Федерация продолжает руководить второй по мощности космической программой в мире.
Журналист Брэндон Дж. Вайхерт из The National Interest, пишет о российской ракете «Амур-СПГ», которая будет создана с использованием передовых технологий производства: использование композитных материалов, 3D-печать и бионический дизайн, что позволит снизить вес, сохранив при этом целостность конструкции.
И Китай, и Россия стремились к тому, чтобы нивелировать американское преимущество в области многоразовых ракет. Россия считает, что, по крайней мере, частично достигла этой непростой цели. Российская ракета «Амур-СПГ» была разработана госкорпорацией «Роскосмос» совместно с Ракетно-космическим центром «Прогресс».
Российский «Амур-СПГ» — частично многоразовая орбитальная ракета-носитель на метане, предназначенная для замены ракет семейства «Союз-2». Основное внимание уделяется экономической эффективности, экологической устойчивости и возможности повторного использования. Более того, «Амур-СПГ» призван позиционировать Россию как конкурентоспособного игрока на мировом рынке космической техники благодаря многоразовому характеру ракеты.
Ракета-носитель «Амур-СПГ», ранее также известная как «Союз-7», возникла в результате российского проекта «Феникс» – инициативы АО «РКЦ «Прогресс» в середине 2010-х годов по разработке нового семейства ракет, призванных прийти на смену серии «Союз». В отличие от своих предшественников, ведущих свою родословную от межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7, «Амур-СПГ» представляет собой проект, разработанный с нуля, что отражает реальный сдвиг в космических амбициях России.
Проект, анонсированный в 2020 году, направлен на создание двухступенчатой ракеты средней грузоподъёмности, способной доставлять полезные грузы на низкую околоземную орбиту (НОО) по значительно более низкой стоимости, чем существующие системы. Этап предварительного проектирования начался в октябре 2020 года, бюджет составил около 70 миллиардов рублей. Изначально Москва планировала первый запуск в 2026 году, но из-за СВО он был перенесён на 2030 год.
Экономическая эффективность — ключевой элемент проекта. «Амур-СПГ» — прямой конкурент многоразовым ракетам SpaceX. В своё время многоразовые ракеты значительно снизили стоимость космических полётов, дав американцам решающее преимущество перед зарубежными конкурентами. Теперь «Роскосмос» планирует, что стоимость запуска «Амур-СПГ» составит около $22 млн, что значительно меньше, чем $50 млн, которые компания Маска платит за запуск своей многоразовой ракеты Falcon 9.
Использование метана в качестве топлива и разработка многоразовой первой ступени повышают доступность этой системы, делая Россию более конкурентоспособной по сравнению с зарубежными конкурентами на мировой арене. В годы, последовавшие за распадом СССР по окончании холодной войны, Россия смогла успешно использовать свою передовую космическую программу, превратившись в то, что Джеймс Клей Мольц однажды назвал «Wal-Mart среди ракет». Однако SpaceX подорвала конкурентное преимущество, которое российские ракеты давали российским космическим компаниям в плане привлечения клиентов в сфере пусковых услуг. Кремль надеется, что «Амур-СПГ» вернет России конкурентоспособность.
Двухступенчатая ракета-носитель «Амур-СПГ» с многоразовой первой ступенью и одноразовой второй ступенью предназначена для доставки на низкую околоземную орбиту 10,5 тонн груза в многоразовой конфигурации и 12,5 тонн в одноразовой, в то время как у «Союза-2» грузоподъёмность составляет 8,5 тонн. Первая ступень оснащена пятью двигателями РД-0169А на металоксе (метан и жидкий кислород), разработанными Конструкторским бюро химической автоматики. Эти двигатели отличаются высокой надёжностью: большинство из них рассчитаны на 100 запусков, а центральный двигатель, используемый для входа в атмосферу и посадки, рассчитан на 300 запусков.
Первая ступень оснащена решётчатыми рулями для управления положением во время входа в атмосферу и посадочными опорами для вертикальной посадки, вдохновленными ракетой Falcon 9. Вторая ступень, оснащённая двигателем RD-0169 на метановом топливе, является одноразовой, что отражает компромисс между стоимостью и сложностью.
Что касается источника топлива, метан обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными видами топлива на основе керосина, включая более чистое сгорание, меньший износ двигателя и лучшую пригодность для многоразовых систем благодаря своим термическим и полимеризационным свойствам. Кроме того, метан является избыточным и может производиться экологически безопасным способом, что соответствует глобальным усилиям по снижению воздействия космических запусков на окружающую среду.
Примечательно, что система управления ракетой способна регулировать тягу двигателя в случае отказа и уводить ракету со стартовой площадки в случае аварии, что повышает безопасность и надёжность полёта и делает эту систему по-настоящему выдающейся.
Несмотря на инновационный характер этой системы, Илон Маск пытается советовать «Роскосмосу» добиваться полной многоразовости, чтобы оставаться конкурентоспособным на мировом рынке, особенно если ракета, о которой идёт речь, будет полностью готова только к 2030-м годам.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников