Технологии

Российские разработчики научили системы мониторинга работать с миллиметровой точностью

16 Октября 2013
Российские разработчики научили системы мониторинга работать с миллиметровой точностью

Впервые в России  осуществлена комплексная интеграция технологий геоинженерии, телекоммуникации, спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS с применением метода математического моделирования состояния контролируемых объектов. Решение представлено в рамках IV международной выставки-форума «ДОРОГА», которая проходит в выставочном центре «Крокус Экспо».

Система автоматически в режиме реального времени отслеживает смещение объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и оползневых геомассивов (в постобработке с точностью до 4-5 мм),  позволяя не только оперативно реагировать на возникновение нештатных и чрезвычайных ситуаций, но и заранее их прогнозировать, своевременно определять появление дефектов дорожных сооружений.
Система внедрена и успешно отработана на участке федеральной трассы М27 Джубга-Сочи в районе Хостинской эстакады (участок 194-196 км) – наиболее опасном и сложном с точки зрения прочности элементов конструкции. Данный участок дороги имеет стратегически важное значение для бесперебойной и безопасной перевозки грузов и пассажиров в рамках подготовки к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 г. Проект реализован в интересах Федерального дорожного агентства.

Специализированное оборудование позволяет осуществлять мониторинг различных параметров, негативно влияющих на эксплуатацию объектов. Например, проводить трехмерное измерение параметров деформаций, смещений наклонов, вибраций, прогибов элементов конструкций; смещений грунтов; движения грунтовых вод и оползневых массивов на противооползневые сооружения. При отклонении от допустимых заданных параметров система автоматически формирует сообщение о тревоге и передает данные в диспетчерский центр, который, в свою очередь, может оперативно реагировать на внештатные ситуации и принимать необходимые срочные меры. Система также может дополнительно контролировать различные процессы. Например, подключенная к системе метеостанция, сообщает о состоянии окружающей среды, а видеокамеры обеспечивают контроль обстановки на объектах.

По словам разработчиков системы, оперативное управление ситуацией, прогнозирование  и анализ, своевременное принятие мер позволят не только предотвратить несчастные случаи и повысить безопасность функционирования сложных инженерных сооружений дорожной сети, но и существенно сократить расходы на эксплуатацию объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.
По результатам экспертизы, проведенной Институтом системного анализа РАН, внедрение системы контроля деформаций и смещений обеспечивает дорожно-эксплуатирующим организациям и службам 15% экономию за счет снижения затрат при проведении ремонтно-восстановительных работ.

«Внедрение системы деформаций и смещений – инновационный проект, аналогов которому нет в России. В Сочи создан уникальный экспериментальный полигон для обработки программно-технических средств, математических моделей и методического аппарата по автоматизированному высокоточному мониторингу сооружений объектов дорожного хозяйства. Отработанные технологические решения могут тиражироваться и применяться для построения региональных и ведомственных автоматизированных систем любой сложности и архитектуры в интересах различных ведомств в целях обеспечения безопасности», - отметил представитель разработчика Виталий Полторацкий.
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~i0gC1
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.
28.12.2024
Глобальные навигационные спутниковые системы достигли значительного прогресса в наблюдении за Землёй. Четыре ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) теперь доступны по всему миру. Эти системы широко используются в позиционировании, навигации и синхронизации (PNT).
26.12.2024
Ученые МФТИ разработали программу для формирования высококачественных изображений космических объектов, что улучшит мониторинг околоземного пространства и навигацию в космосе. Об этом сообщили в Центре научной коммуникации МФТИ.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.