Технологии

Российские учёные изобрели электронный компас для повышения навигационных вычислений в условия Арктики

14 Января 2025

Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Целью разработки является создание устройства, способного стабильно функционировать в сложных навигационных условиях.

По словам одного из авторов разработки, руководителя лаборатории инерциальных датчиков первичной информации М. Погорелова, новый электронный компас не только оптимизирует точность измерений, но и открывает новые перспективы для автономных систем управления подвижными объектами при освоении приполярных регионов и Арктики.

Традиционные магнитные и электронные элементы неэффективны в условиях высоких широт. В новом компасе используется инновационный подход, который повышает чувствительность датчиков за счёт смещения измерительного базиса.

Устройство способно автоматически адаптироваться к географическому местоположению, изменяя угол смещения базиса в соответствии с изменениями.

Также был разработан новый метод вычисления углов курса, использующий фильтр Винера. Уникальной особенностью этого метода является отсутствие необходимости предварительных вычислений для углов тангажа и крена или кинематических параметров.

Это изобретение обладает значительным потенциалом применения в различных областях гражданского приборостроения, включая морскую и авиационную навигацию, а также робототехнические комплексы.

Новый электронный компас прошёл испытания в рамках научно-исследовательской работы, проводимой студентами, аспирантами и научными сотрудниками университета.

Патенты на изобретение и метод измерения магнитного курса подвижного объекта уже получены.

Работы были выполнены при поддержке гранта правительства Тульской области в области науки и техники.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Fpnn8
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.
28.12.2024
Глобальные навигационные спутниковые системы достигли значительного прогресса в наблюдении за Землёй. Четыре ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) теперь доступны по всему миру. Эти системы широко используются в позиционировании, навигации и синхронизации (PNT).
26.12.2024
Ученые МФТИ разработали программу для формирования высококачественных изображений космических объектов, что улучшит мониторинг околоземного пространства и навигацию в космосе. Об этом сообщили в Центре научной коммуникации МФТИ.
23.12.2024
Искусственный интеллект (ИИ) окажет значительное влияние на использование космических активов в будущих войнах. Благодаря ему, эти активы будут развёртываться, управляться и защищаться по-новому. Размышляя о том, как ИИ будет воевать в космосе, надо начать с улучшения спутниковых операций и автономности.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.