Технологии

Россия: Полет без GPS

22 Апреля 2022
Россия: Полет без GPS

Росавиация направила в авиакомпании письма, в которых рекомендовала подготовиться к полетам без использования американской глобальной навигационной спутниковой системы (GPS).

Соответствующая статья вышла в газете «Известия» и спровоцировала новую волну разговоров о возможном отключении GPS для российских авиакомпаний.

Реагируя на информация в СМИ, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин призвал ставить во всех отечественных аэропортах станции ГЛОНАСС для обеспечения навигационного сигнала и устанавливать приемники ГЛОНАСС на всех эксплуатирующихся в России самолетах.

«Мы сегодня же отправим в Минтранс и Росавиацию наши технические предложения по замене GPS абонентским оборудованием ГЛОНАСС, которое также сможет принимать навигационный сигнал и от китайской орбитальной навигационной системы «БэйДоу», с администрацией которой мы успешно взаимодействуем в течение восьми лет», — написал Рогозин в своем телеграм-канале.

В свою очередь ряд авиационных экспертов отметил, что СМИ несколько перегнули палку, трактуя письмо Росавиации, как возможность скорого отключения GPS для российских авиакомпаний. В письме ведомства перечислены места, где сигнал GPS может барахлить: Калининградская область, граница с Украиной, над Черным морем, в районе средиземноморского побережье около Израиля и Сирии, в районе восточнее Финляндии. Как поясняют эксперты, в этих местах сигнал системы GPS может быть искажен из-за ведения тех или иных военных действий.

Речь о запрете GPS для России не идёт, Росавиация всего лишь предупреждает о возможных искажения сигнала в зонах, где используется средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). «Глушилки» работают специально, чтобы усложнить использование высокоточных вооружений, и затруднить навигацию для противника.

В свою очередь гражданские борта могут случайно попасть в зону действия систем РЭБ. Смертельной опасности пассажиров самолета это не подвергнет, но может спровоцировать опасные сближения с другими бортами или потерю ориентации. Таким образом летчикам надо быть готовым использовать радионавигацию, внимательней отслеживать местоположение самолётов и повторить тактику ведения полета без GPS.

Позже был выпущен официальный комментарий Росавиации, где подчеркивалось, что теоретические перебои с сигналами GPS не повлияют на безопасность полетов в гражданской авиации РФ. Кроме того, ведомству до сих пор не поступало сообщений о наличии сбоев или отказов наземного оборудования радиотехнического обеспечения полетов и бортового оборудования воздушных судов, функционирующего с использованием сигналов GPS. Системы работают штатно.

Помимо спутниковой навигации, местоположение воздушного судна определяется инерциальной системой навигации самолета, а также по наземным системам и средствам навигации и обеспечения посадки, добавили в Росавиации. Там также объяснили, что в 115 аэропортах РФ установлены станции, которые постоянно мониторят сигналы ГЛОНАСС и GPS, и незамедлительно передают поправки на борт самолета и диспетчерам на земле. Также все системы управления самолетами и наземных радиотехнические системы обеспечены сигналами ГЛОНАСС.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HSWrp
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.