Технологии

России необходимо начать разрабатывать низкоорбитальную навигационную систему

2 Мая 2024
России необходимо начать разрабатывать низкоорбитальную навигационную систему

Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы.

Согласно программе развития, Китай планирует развернуть на высоте 975 км порядка 120 основных спутников (а затем еще 90), которые будут служить дополнением к основной национальной навигационной системе BeiDou. Полное развертывание китайской ННСС должно быть осуществлено в 2025 году.

США планируют развернуть в 2028 году самостоятельную ННСС на орбите в 1080 км, которая будет состоять из 258 космических аппаратов. Также к 2030 году Galileo планирует ввести в действие многослойную навигационную систему.

По расчетам экспертов, развертывание спутниковой группировки на низких околоземных орбитах имеет ряд преимуществ: высокие угловые скорости (в 6,4 раза больше), большее доплеровское смещение частот, квадратичное повышение мощности сигнала со снижением высоты (в 327 раз больше).

Ожидается, что ННСС будут обладать расширенным частотным диапазоном, устойчивостью к глушению, улучшенными точностными характеристиками и большей надежностью системы в целом.

Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.

Согласно материалам, имеющимся в распоряжении журнала «Вестник ГЛОНАСС», развертывание группировки из примерно 200 космических аппаратов (максимально - 400 КА) возможно на высотах 700 - 1500 км.

При проектировании планируется разработать межспутниковую линию для мониторинга, проведения взаимных измерений и обмена информацией.

Такая ННСС позволит добиться точности в ~ 20 см.

«АО «Решетнёв» выражает озабоченность складывающейся ситуацией. Мы ищем возможность начать работы в 2024-2025 годах. В случае затягивания решения о начале работ, отставание в развитии отечественной спутниковой навигации может оказаться чувствительным», - подчеркивается в материалах компании.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~6Ds0e
03.06.2025
Специалисты Самарского университета им. Королёва разработали систему искусственного интеллекта для беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), которая оснащена функцией стереозрения.
29.05.2025
Первый в мире прямой широкополосный видеозвонок со спутника 5G на смартфон, проведённый учёными из Китая, поднял новые вопросы об эффективности ограничений США в отношении таких приложений, как TikTok.
28.05.2025
Как сообщили в Южно-Уральском государственном университете, этот контроллер позволяет устанавливать различные процессоры и периферийные устройства в зависимости от потребностей. При этом все компоненты остаются совместимыми и работают в единой системе управления.
26.05.2025
Пока все космические системы и услуги PNT финансировались, принадлежали и эксплуатировались исключительно мировыми правительствами со значительными бюджетами, длительными графиками и публичными документами по контролю интерфейса (ICD).

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.