Технологии

Роскосмос об импортонезависимости в космической сфере

6 Июня 2024
Роскосмос об импортонезависимости в космической сфере

Санкции европейских партнеров показали, что космической отрасли необходима импортонезависимость. Над этой задачей сейчас работают предприятия Роскосмоса и всей отечественной промышленности. Спутники российской навигационной системы ГЛОНАСС уже полностью импортозамещены, сообщил заместитель гендиректора Роскосмоса Александр Блошенко на «круглом столе» Совета Федерации «Развитие спутниковой группировки в целях устранения цифрового неравенства в РФ».

«Ключевой замысел программы «Сфера» — импортонезависимость. Мы как отрасль первые на себе ощутили и недобросовестную конкуренцию западных партнеров, и ограничительные меры. Но нет худа без добра — зато мы первыми к этому и приспособились. «Глонасс» — аппараты, которые сейчас крайне востребованы и на СВО, и для гражданских задач, уже полностью импортозамещены», - сказал он.

Часть приборов и ЭКБ для российских спутников ранее поставлялись из стран Запада. После введения санкций поставки прекратились. Сегодня есть возможность закупать часть необходимых комплектующих у партнеров из Азии, но и здесь, по словам Блошенко, есть «тонкости политики с этими странами».

Роскосмос планирует вести обновление орбитальной группировки ГЛОНАСС за счет спутников нового поколения «Глонасс-К2». Как ранее отмечал генеральный конструктор АО «Решетнев» академик Николай Тестоедов, в составе приборов российских навигационных спутников было несколько тысяч ЭКБ импортного производства. В процессе импортозамещения может быть увеличение массы спутников и полезной нагрузки.

Технические характеристики новейшего российского спутника «Глонасс-К2» выше, чем у его предшественников: увеличено количество навигационной аппаратуры на борту, применяются сигналы с кодовым разделением, установлена аппаратура приема сигналов Международной системы поиска и спасания терпящих бедствие судов и самолетов Коспас-Сарсат.

В январе 2022 года АО «Решетнев» заключило контракт с Роскосмосом на создание 11 аппаратов «Глонасс-К2».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~oscXN
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.