Технологии

Прошедшие выходные отмечены проблемами с хронометражем в системе GPS

25 Октября 2021
Прошедшие выходные отмечены проблемами с хронометражем в системе GPS

Все вправе использовать компьютеры для чего угодно. Можно этого не знать, если вы не системный или сетевой администратор, но безопасность, идентификация, сети – всё, что заставляет интернет работать, зависит от точного хронометража. Некоторые системы полагаются на устройства GPS и «демон» («процесс-демон», присоединённая программа) GPSD для определения точного времени, и в GPSD была обнаружена неприятная ошибка, которая должна была проявиться 24 октября 2021 года. Если её не исправить заранее, она бы переключила ваше время на март 2002 года, и ваша система вышла бы из строя с громким бумом. Как это происходит поясняет Стивен Дж. Воган-Николс на страницах издания ZDNet. 

Земное время не является абсолютным. Скорость вращения Земли меняется в зависимости от геологических событий. Служба International Systems Service вращения и координат Земли (IERS) отслеживает это, и каждые несколько лет добавляет високосную секунду в год. Это делается по всемирному координированному времени (UTC), которое является стандартной системой всемирного времени. UTC используется сетевым протоколом времени в интернете (NTP). В свою очередь, NTP используется для синхронизации всех подключённых к интернету устройств друг с другом. 

Как NTP узнает, который час? Путем синхронизации серверов NTP с атомными часами. Протокол NTP основан на иерархии уровней, где каждому уровню присваивается номер, называемый стратой. Серверы Stratum 1 (первичные) на самом нижнем уровне напрямую синхронизируются с национальными службами времени через спутник, радио или модем. Серверы уровня 2 (вторичные) синхронизируются с серверами уровня 1 и так далее. Обычно клиенты и серверы NTP подключаются к серверам Stratum 2.

Пока всё хорошо, но как серверы уровня 1 синхронизируются с часами? Многие из них используют GPSD. Этот сервисный «демон» отслеживает местоположение, курс, скорость одного или нескольких GPS-навигаторов, и для наших целей наиболее важным элементом, который он отслеживает, является время. Этот код, который представляет собой смесь связываемой служебной библиотеки C, класса-оболочки C++ и модуля Python, как и все программы, содержит изрядную долю ошибок.

Недавно было обнаружено, что ошибка в коде проверки работоспособности отката времени (также известного как «перенос недели GPS»), запланированного на ноябрь 2038 года, вместо этого сработает в это воскресенье и приведет к вычитанию 1024 из номера недели 24 октября 2021 года. Другими словами, многие компьютеры ожидает быстрый и резкий улёт в март 2002 года.

Как выразился Стивен Уильямс, обнаруживший ошибку: «У меня есть чувство, что рано утром будут некоторые «интересные моменты», когда группа серверов NTP первого уровня в мире, использующих GPSD, отправится в долгое странное путешествие обратно в 2002 г.».

Сопровождающий GPSD Гэри Миллер признал наличие проблемы, и в код было внесено исправление. Если быть точным, исправление было в выпуске GPSD 3.23 в августе 2021 года. Итак, в чём проблема, если исправление уже внесено?

Проблем две. Во-первых, исправление не будет перенесено в предыдущие выпуски. Если вы всё ещё используете старую версию, возможно, вам не повезло. Во-вторых, как заметил Миллер, не все дистрибутивы «собирают обновления GPSD или передают свои исправления. [Это] очень грустно для меня». Таким образом, то, что ваша операционная система обновлена, не означает, что она будет иметь необходимое исправление GPSD. Миллер предлагает вам проверить это и сделать это самостоятельно: «Я [собираюсь] прибегнуть к изречению Грега K.H.: все пользователи должны обновляться».

Какова же таинственная первопричина всей этой суматохи, связанной с переносом данных на неделю GPS? Это проблема устаревшего GPS. Номер недели GPS сигнала GPS использует 10-битный код с максимальным значением 1023. Это означает, что каждые 19,7 года номер недели GPS обнуляется. Или, как заметил Миллер: «Этот код – 1024-недельная деформация, ожидающая своего часа».

Многие компании попадали в мир проблем, если не удостоверились, что их хронометраж должным образом исправлен.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Источник: По материалам ZDNet
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~O6I2o
16.07.2025
В настоящий момент с участием заинтересованных потребителей ведутся работы по увеличению времени автономной работы алгоритма навигации – без ГНСС. Отрабатываются при натурных испытаниях программные настройки интеграции с датчиком баровысоты, автоматическое вычисление скорости ветра на этапе полёта в зоне приёма достоверных сигналов ГНСС и автоматическая подстройка датчика воздушного потока (ДВП).
16.07.2025
В эксплуатацию официально введена космическая система радиолокационных спутников дистанционного зондирования Земли «Кондор-ФКА». В состав системы входят два спутника: «Кондор-ФКА» №1 и «Кондор-ФКА» №2. Первый спутник был запущен на орбиту в 2023 году, а второй — в ноябре 2024 года.
14.07.2025
При поддержке научно-исследовательских и испытательных центров Корнеллского университета компания AVS US осуществила запуск двух космических аппаратов 23 июня.
14.07.2025
Россия внедряет технологию роевого управления, которая позволяет беспилотникам общаться друг с другом и определять, кто какую атакует цель. Также наблюдаются тактические изменения, утверждается новостным разделом портала, wiadomosci.onet. pl c отсылкой на высказывание боевика ВСУ.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.