Технологии

Преобразование городов: влияние умных зданий

2 Февраля 2023
Преобразование городов: влияние умных зданий

Обычное коммерческое здание нуждается в энергии, воде, данных об окружающей среде и техническом обслуживании. В то же время, используя технологии умного здания, оно может предоставлять данные от датчиков и оборудования, и ресурсов, таких как зарядные станции для электромобилей или парковочные места.

Выявляя потребности и возможности других заинтересованных сторон, таких как местные органы власти и энергетические сети, потенциал для сотрудничества становится очевидным.

Умное здание — это структура, в которой используются передовые технологии для оптимизации её работы и улучшения опыта её жителей. Эти технологии включают использование датчиков Интернета вещей (IoT), систем управления зданием и цифровых двойников, и это лишь некоторые из них. Эти инструменты работают вместе, чтобы помочь зданию эффективно использовать такие ресурсы, как энергия, вода и освещение, а также поддерживать безопасную и комфортную среду для тех, кто в нём находится.

Одним из примеров применения умного города является интеграция зданий и автомобилей. Здания могут предлагать дополнительную вместимость на своих парковочных местах или доступные зарядные устройства для электромобилей. В то же время автомобили могут обмениваться данными, такими как температура наружного воздуха, обнаружение дождя и качество воздуха, с соседними зданиями для оптимизации их работы.

Другой пример — обмен ресурсами между соседними зданиями. Например, избыточная электрическая энергия в одном здании, вырабатываемая солнечными панелями, может быть передана в соседнее здание или обратно в местную электрическую сеть или хранилище энергии.

Также можно обмениваться общими и специфическими данными, такими как значения датчиков наружной температуры, используемые многими объектами для их алгоритмов управления отоплением и охлаждением. Сравнивая значение локального датчика здания с аналогичными датчиками в соседних зданиях или автомобилях в том же месте, например, возможные проблемы с этим датчиком могут быть легко обнаружены, а неправильное значение может быть заменено средним значением датчиков в соседние дома, пока проблема не будет решена. Это позволяет избежать ненужного потребления энергии и дискомфорта для жильцов.

Обмен данными также может помочь зданию демонстрировать «социальное поведение», особенно при совместном использовании ресурсов с другими заинтересованными сторонами города. Например, если котельная снабжает район со многими зданиями и одно из них является «высокоприоритетным» зданием, таким как больница, то другие здания, подключённые к той же тепловой сети, могут автоматически понизить свою температуру и потребление воды – если больница срочно во всём этом нуждается. Это может быть применено в случае неисправности оборудования больницы, оборудования станции централизованного теплоснабжения или в случае более общего кризиса, требующего приоритета одних зданий над другими, например, энергетического кризиса или стихийного бедствия.

Эти примеры требуют, чтобы здания выражали требования, предлагали услуги на уровне города и обменивались данными для организации, общения и согласования с другими заинтересованными сторонами города стандартизированным способом.

Текущее состояние зданий, особенно новых, заключается в том, что их системы могут быть связаны внутри, но они не оборудованы для полного использования потенциала технологий умного строительства и всё ещё находятся в своих собственных «бункерах», если смотреть с уровня макрогорода.

В результате этим зданиям не хватает необходимых «коммуникативных навыков» для обмена информацией и сотрудничества с другими заинтересованными сторонами города на более абстрактном уровне.

Зданию не нужно разбираться в хитросплетениях различных систем и всех технических деталях автомобиля, уличного фонаря или другого здания, чтобы получить необходимые данные. Вместо этого оно должно задавать общие вопросы, например: «Кто может предоставить мне данные о качестве воздуха в определённом месте?» или заявить о своих «потребностях» в дополнительном количестве горячей воды и получить ответ.

Одной из причин того, что автомобили остаются мобильными на улицах и способствуют возникновению этих проблем, является проблема с парковкой, из-за чего водители ездят дольше и на более низких скоростях в поисках места для парковки. В то же время другие здания могут иметь дополнительные парковочные места в разное время суток. Например, гараж офисного здания может иметь значительную вместимость в часы пик, поскольку многие сотрудники работают из дома.

В нерабочее время весь гараж может быть пуст и может использоваться для парковки автомобилей или велосипедов для людей, живущих поблизости. Это также может относиться к розничному магазину с пустыми гаражами ночью или парковочному месту дома в течение рабочего дня. В некоторых из этих гаражей могут быть даже зарядные устройства для электромобилей, которые большую часть времени простаивают. Представьте, что машина подсказывает, где найти бесплатное место для её парковки.

Если вы сравните свое здание со своим телефоном или ноутбуком, вы можете задаться вопросом, почему приложения без проблем работают на ноутбуках и телефонах, даже если они могут иметь разные аппаратные компоненты, такие как разные процессоры, разные камеры, разные микрофоны и динамики?

Короткий ответ заключается в том, что всю «грязную работу» берёт на себя операционная система, установленная на ноутбуке или телефоне, а не сами приложения. Одна из целей операционной системы — соединить приложения с аппаратными функциями, не требуя, чтобы компании-разработчики программного обеспечения настраивали свои приложения для всех возможных комбинаций оборудования и включали специальный код для каждого типа оборудования. По этой причине, например, любая мышь, которую вы подключаете к своему ноутбуку, работает без проблем с любым приложением, которое вы запускаете, даже не задумываясь об этом.

Следуя этому примеру, если бы в здании была операционная система, компании X пришлось бы иметь дело не непосредственно с аппаратным обеспечением, доступным в здании, а, с операционной системой в качестве промежуточного уровня абстракции, что привело бы к беспрепятственной переносимости этого приложения между зданиями.

Другой возможный способ монетизации данных, хотя и более дальновидный, — это продажа или обмен анонимных данных о зданиях на рынке данных. Сегодня уже существуют торговые площадки данных, некоторые из которых даже специализируются на данных IoT. Эти данные могут быть использованы для информирования их линейки продуктов и лучшего соответствия их потребностям клиентов. Это уже происходит сегодня; например роботы-пылесосы, где осуществляется обмен картографическими данными с согласия клиента. Это приводит к лучшим инновациям благодаря наличию больших данных о том, как используется продукт.

Монетизация данных не должна быть прямой, такой как продажа данных за деньги, а, скорее, в обмен на услугу. Например, компания по оптимизации энергопотребления может предложить бесплатный уровень своего приложения, в котором данные о здании собираются и передаются заинтересованным компаниям в обмен на интеллектуальные алгоритмы оптимизации. Такие компании могут ориентироваться на человека, предлагая свое более энергоэффективное оборудование в виде прямых продаж или бизнес-моделей, таких как EPC (контракты на энергоэффективность), где они предлагают заменить старое, менее эффективное оборудование на более новое, более эффективное в обмен на часть полученной экономии.

Существуют различные идеи и видения того, как может выглядеть умный город и как он может функционировать; однако реальность такова, что умные здания являются неотъемлемой частью любого видения умного города. Умные города полагаются на умные здания, которые часто автоматизированы, но не знают о своих возможностях и потребностях, а также о возможностях и потребностях своего окружения. Здания выполняют очень широкий спектр функций и отраслей (гостиничный бизнес, здравоохранение, розничная торговля, офисы, жилые дома и т.д.), и для того, чтобы сделать умные здания реальностью, необходимо как стандартизировать данные внутри зданий, так и то, как они взаимодействуют с внешним миром. мир и настроить опыт для уникальных задач и возможностей каждого здания.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам ProptechOS

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~3eb5G
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.