Технологии

Поэтапное развёртывание навигационной группировки на низкой околоземной орбите в случае отказа навигационного спутника на средней околоземной орбите

10 Октября 2024
Поэтапное развёртывание навигационной группировки на низкой околоземной орбите в случае отказа навигационного спутника на средней околоземной орбите

Спутники на низкой околоземной орбите (LEO) обладают уникальными преимуществами в навигации в силу высокой интенсивности сигнала и быстрых геометрических изменений. Китайские учёные из Университета космической инженерии (Факультет аэрокосмических наук и технологий, г. Пекин) поставили перед собой задачу решить проблему ухудшения производительности созвездия после потенциального отказа одного или нескольких навигационных спутников на средней околоземной орбите (MEO).

Проектируется развёртывание навигационного созвездия LEO и рассматриваются требования к задачам различных этапов его развёртывания.

Во-первых, навигационное созвездие LEO проектируется с помощью недоминируемого генетического алгоритма сортировки II (NSGA-II). Среднее снижение точности определения местоположения (PDOP) составляет 1,676, что является улучшением по сравнению со средним PDOP, предлагаемым четырьмя традиционными ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo).

Во-вторых, поэтапное развёртывание созвездия учитывает ухудшение производительности созвездия, вызванное отказом навигационных спутников MEO, а метод «Монте-Карло» используется для анализа случая одновременных отказов трёх спутников.

Результаты показывают, что отказ одного спутника в каждой орбитальной плоскости и соседних спутников с близким фазовым разделением оказывает большое влияние на производительность навигационного созвездия MEO. На этой основе была принята стратегия поэтапного развёртывания для балансировки затрат, риска и производительности. Три фазы развёртывают 66, 156 и 288 спутников соответственно; в качестве резервного созвездия в непредвиденных обстоятельствах, созвездия улучшения навигации и независимого навигационного созвездия развёртывание поэтапных подсозвездий соответствует требованиям миссии.

Навигационная группировка LEO использует метод сегментированной оптимизации. Наклонная группировка и полярная группировка спроектированы для удовлетворения требований к производительности навигации для средних широт и полярных регионов соответственно. Принимая во внимание высоту спутниковой группировки, наклон, навигационную производительность, стоимость и масштабируемость, оптимальная схема построения наклонной группировки — Walker 216/18/1:150/50. Аналогично, оптимальная схема построения полярной группировки — Walker 72/8/1:1176/85. Средний PDOP для наклонной и полярной группировки составляет 2,0 и 1,96 соответственно, что удовлетворяет ограничениям по широте. Средний PDOP спроектированной гибридной навигационной группировки LEO составляет 1,676, что превосходит традиционные навигационные группировки. Производительность и конфигурация гибридной навигационной группировки LEO эффективно соответствуют требованиям к проектированию.

Кроме того, учитывая различные режимы отказа трёх спутников в навигационной группировке MEO и обширную рабочую нагрузку ручного скрининга, для анализа отказов спутников использовался метод «Монте-Карло». Результаты показывают, что в режиме отказа трёх спутников отказ одного спутника в каждой орбитальной плоскости и фаза соседних спутников относительно близки, что существенно влияет на общую производительность группировки. Чтобы определить наиболее влиятельный режим отказа спутника на производительность навигационной группировки MEO, имитация модели отказа одного спутника в каждой орбитальной плоскости может сократить вычислительные затраты и предложить идеи для резервного копирования группировки. Этот подход адаптируется к различным конфигурациям группировки и четырём или более режимам отказа спутников.

Поэтапная стратегия развёртывания учитывает потенциальное ухудшение производительности обслуживания созвездия в результате отказа навигационных спутников MEO. Гибридное навигационное созвездие LEO развёртывается в три этапа, каждый из которых адаптирован к различным требованиям миссии и направлен на постоянное улучшение общей производительности созвездия. На начальном этапе развёртывается 66 спутников для компенсации потери навигационной производительности после отказа спутников MEO. Затем, на втором этапе, развёртывание включает 156 спутников с целевым PDOP 1,456 для улучшения навигационных возможностей в ответ на более высокие потребности. Наконец, на третьем этапе развёртывается в общей сложности 288 спутников. При среднем PDOP 1,676, достигнутом на этом этапе, создаётся независимая система, способная работать автономно, для предоставления комплексных услуг PNT в качестве резервной навигационной системы.

Гибридная навигационная группировка LEO, предложенная в этом исследовании, и стратегия её развёртывания демонстрируют многообещающий потенциал с точки зрения производительности навигации созвездия, экономической эффективности и масштабируемости. Будущие исследования должны изучить дополнительные типы созвездий, с ожиданием, что это исследование предложит ценные идеи и практические приложения для технологии созвездия LEO. В практической инженерии, поскольку качество позиционирования также связано с качеством измерения дальности, оно также требует высококачественной полезной нагрузки измерения дальности на LEO. Спутники LEO развиваются в направлении низкой стоимости и высокой интеграции.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~34rJk
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.