Технологии

Поэтапное развёртывание навигационной группировки на низкой околоземной орбите в случае отказа навигационного спутника на средней околоземной орбите

10 Октября 2024
Поэтапное развёртывание навигационной группировки на низкой околоземной орбите в случае отказа навигационного спутника на средней околоземной орбите

Спутники на низкой околоземной орбите (LEO) обладают уникальными преимуществами в навигации в силу высокой интенсивности сигнала и быстрых геометрических изменений. Китайские учёные из Университета космической инженерии (Факультет аэрокосмических наук и технологий, г. Пекин) поставили перед собой задачу решить проблему ухудшения производительности созвездия после потенциального отказа одного или нескольких навигационных спутников на средней околоземной орбите (MEO).

Проектируется развёртывание навигационного созвездия LEO и рассматриваются требования к задачам различных этапов его развёртывания.

Во-первых, навигационное созвездие LEO проектируется с помощью недоминируемого генетического алгоритма сортировки II (NSGA-II). Среднее снижение точности определения местоположения (PDOP) составляет 1,676, что является улучшением по сравнению со средним PDOP, предлагаемым четырьмя традиционными ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo).

Во-вторых, поэтапное развёртывание созвездия учитывает ухудшение производительности созвездия, вызванное отказом навигационных спутников MEO, а метод «Монте-Карло» используется для анализа случая одновременных отказов трёх спутников.

Результаты показывают, что отказ одного спутника в каждой орбитальной плоскости и соседних спутников с близким фазовым разделением оказывает большое влияние на производительность навигационного созвездия MEO. На этой основе была принята стратегия поэтапного развёртывания для балансировки затрат, риска и производительности. Три фазы развёртывают 66, 156 и 288 спутников соответственно; в качестве резервного созвездия в непредвиденных обстоятельствах, созвездия улучшения навигации и независимого навигационного созвездия развёртывание поэтапных подсозвездий соответствует требованиям миссии.

Навигационная группировка LEO использует метод сегментированной оптимизации. Наклонная группировка и полярная группировка спроектированы для удовлетворения требований к производительности навигации для средних широт и полярных регионов соответственно. Принимая во внимание высоту спутниковой группировки, наклон, навигационную производительность, стоимость и масштабируемость, оптимальная схема построения наклонной группировки — Walker 216/18/1:150/50. Аналогично, оптимальная схема построения полярной группировки — Walker 72/8/1:1176/85. Средний PDOP для наклонной и полярной группировки составляет 2,0 и 1,96 соответственно, что удовлетворяет ограничениям по широте. Средний PDOP спроектированной гибридной навигационной группировки LEO составляет 1,676, что превосходит традиционные навигационные группировки. Производительность и конфигурация гибридной навигационной группировки LEO эффективно соответствуют требованиям к проектированию.

Кроме того, учитывая различные режимы отказа трёх спутников в навигационной группировке MEO и обширную рабочую нагрузку ручного скрининга, для анализа отказов спутников использовался метод «Монте-Карло». Результаты показывают, что в режиме отказа трёх спутников отказ одного спутника в каждой орбитальной плоскости и фаза соседних спутников относительно близки, что существенно влияет на общую производительность группировки. Чтобы определить наиболее влиятельный режим отказа спутника на производительность навигационной группировки MEO, имитация модели отказа одного спутника в каждой орбитальной плоскости может сократить вычислительные затраты и предложить идеи для резервного копирования группировки. Этот подход адаптируется к различным конфигурациям группировки и четырём или более режимам отказа спутников.

Поэтапная стратегия развёртывания учитывает потенциальное ухудшение производительности обслуживания созвездия в результате отказа навигационных спутников MEO. Гибридное навигационное созвездие LEO развёртывается в три этапа, каждый из которых адаптирован к различным требованиям миссии и направлен на постоянное улучшение общей производительности созвездия. На начальном этапе развёртывается 66 спутников для компенсации потери навигационной производительности после отказа спутников MEO. Затем, на втором этапе, развёртывание включает 156 спутников с целевым PDOP 1,456 для улучшения навигационных возможностей в ответ на более высокие потребности. Наконец, на третьем этапе развёртывается в общей сложности 288 спутников. При среднем PDOP 1,676, достигнутом на этом этапе, создаётся независимая система, способная работать автономно, для предоставления комплексных услуг PNT в качестве резервной навигационной системы.

Гибридная навигационная группировка LEO, предложенная в этом исследовании, и стратегия её развёртывания демонстрируют многообещающий потенциал с точки зрения производительности навигации созвездия, экономической эффективности и масштабируемости. Будущие исследования должны изучить дополнительные типы созвездий, с ожиданием, что это исследование предложит ценные идеи и практические приложения для технологии созвездия LEO. В практической инженерии, поскольку качество позиционирования также связано с качеством измерения дальности, оно также требует высококачественной полезной нагрузки измерения дальности на LEO. Спутники LEO развиваются в направлении низкой стоимости и высокой интеграции.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~34rJk
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.
19.06.2025
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта создали устройство, которое обеспечивает синхронизацию цифровых сетей в условиях радиоэлектронных помех.
17.06.2025
Финские солдаты тренируются использовать традиционные навигационные инструменты — бумажные карты и компасы. На GPS (ГНСС США) нет никакой надежды, сообщает полковник Матти Хонко, командующий финским гвардейским егерским полком. По его словам, важный урок, извлечённый из событий на Украине, заключается в том, что спутниковый навигационный инструмент, известный как GPS, оказывается, уязвим для помех.
17.06.2025
В рамках проекта по созданию бесспутниковой системы навигации для беспилотных летательных аппаратов специалисты компании «Росэл» разработали инновационное устройство, которое обеспечивает высокую точность и надёжность в условиях подавления, отсутствия или подмены радиосигнала.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.