Технологии

Поэтапное развёртывание навигационной группировки на низкой околоземной орбите в случае отказа навигационного спутника на средней околоземной орбите

10 Октября 2024
Поэтапное развёртывание навигационной группировки на низкой околоземной орбите в случае отказа навигационного спутника на средней околоземной орбите

Спутники на низкой околоземной орбите (LEO) обладают уникальными преимуществами в навигации в силу высокой интенсивности сигнала и быстрых геометрических изменений. Китайские учёные из Университета космической инженерии (Факультет аэрокосмических наук и технологий, г. Пекин) поставили перед собой задачу решить проблему ухудшения производительности созвездия после потенциального отказа одного или нескольких навигационных спутников на средней околоземной орбите (MEO).

Проектируется развёртывание навигационного созвездия LEO и рассматриваются требования к задачам различных этапов его развёртывания.

Во-первых, навигационное созвездие LEO проектируется с помощью недоминируемого генетического алгоритма сортировки II (NSGA-II). Среднее снижение точности определения местоположения (PDOP) составляет 1,676, что является улучшением по сравнению со средним PDOP, предлагаемым четырьмя традиционными ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo).

Во-вторых, поэтапное развёртывание созвездия учитывает ухудшение производительности созвездия, вызванное отказом навигационных спутников MEO, а метод «Монте-Карло» используется для анализа случая одновременных отказов трёх спутников.

Результаты показывают, что отказ одного спутника в каждой орбитальной плоскости и соседних спутников с близким фазовым разделением оказывает большое влияние на производительность навигационного созвездия MEO. На этой основе была принята стратегия поэтапного развёртывания для балансировки затрат, риска и производительности. Три фазы развёртывают 66, 156 и 288 спутников соответственно; в качестве резервного созвездия в непредвиденных обстоятельствах, созвездия улучшения навигации и независимого навигационного созвездия развёртывание поэтапных подсозвездий соответствует требованиям миссии.

Навигационная группировка LEO использует метод сегментированной оптимизации. Наклонная группировка и полярная группировка спроектированы для удовлетворения требований к производительности навигации для средних широт и полярных регионов соответственно. Принимая во внимание высоту спутниковой группировки, наклон, навигационную производительность, стоимость и масштабируемость, оптимальная схема построения наклонной группировки — Walker 216/18/1:150/50. Аналогично, оптимальная схема построения полярной группировки — Walker 72/8/1:1176/85. Средний PDOP для наклонной и полярной группировки составляет 2,0 и 1,96 соответственно, что удовлетворяет ограничениям по широте. Средний PDOP спроектированной гибридной навигационной группировки LEO составляет 1,676, что превосходит традиционные навигационные группировки. Производительность и конфигурация гибридной навигационной группировки LEO эффективно соответствуют требованиям к проектированию.

Кроме того, учитывая различные режимы отказа трёх спутников в навигационной группировке MEO и обширную рабочую нагрузку ручного скрининга, для анализа отказов спутников использовался метод «Монте-Карло». Результаты показывают, что в режиме отказа трёх спутников отказ одного спутника в каждой орбитальной плоскости и фаза соседних спутников относительно близки, что существенно влияет на общую производительность группировки. Чтобы определить наиболее влиятельный режим отказа спутника на производительность навигационной группировки MEO, имитация модели отказа одного спутника в каждой орбитальной плоскости может сократить вычислительные затраты и предложить идеи для резервного копирования группировки. Этот подход адаптируется к различным конфигурациям группировки и четырём или более режимам отказа спутников.

Поэтапная стратегия развёртывания учитывает потенциальное ухудшение производительности обслуживания созвездия в результате отказа навигационных спутников MEO. Гибридное навигационное созвездие LEO развёртывается в три этапа, каждый из которых адаптирован к различным требованиям миссии и направлен на постоянное улучшение общей производительности созвездия. На начальном этапе развёртывается 66 спутников для компенсации потери навигационной производительности после отказа спутников MEO. Затем, на втором этапе, развёртывание включает 156 спутников с целевым PDOP 1,456 для улучшения навигационных возможностей в ответ на более высокие потребности. Наконец, на третьем этапе развёртывается в общей сложности 288 спутников. При среднем PDOP 1,676, достигнутом на этом этапе, создаётся независимая система, способная работать автономно, для предоставления комплексных услуг PNT в качестве резервной навигационной системы.

Гибридная навигационная группировка LEO, предложенная в этом исследовании, и стратегия её развёртывания демонстрируют многообещающий потенциал с точки зрения производительности навигации созвездия, экономической эффективности и масштабируемости. Будущие исследования должны изучить дополнительные типы созвездий, с ожиданием, что это исследование предложит ценные идеи и практические приложения для технологии созвездия LEO. В практической инженерии, поскольку качество позиционирования также связано с качеством измерения дальности, оно также требует высококачественной полезной нагрузки измерения дальности на LEO. Спутники LEO развиваются в направлении низкой стоимости и высокой интеграции.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~34rJk
15.10.2024
Спутники и беспилотники уверенно наращивают свое присутствие на мировом рынке данных дистанционного зондирования Земли, но пока здесь лидирует пилотируемая авиация, об этом говорится в аналитическом отчете российской компании SR Space.
11.10.2024
Развитие мегагруппировок космических аппаратов влечет не только создание дополнительных сервисов для жителей Земли, но и представляет космическую угрозу. Для этого мировое сообщество должно разработать правила управления космическим движением. Об этом заявил председатель совета Ассоциации участников рынка спутниковой связи Юрий Урличич на пленарной сессии конференции Satcomrus 2024.
11.10.2024
Частые сбои в работе GPS (ГНСС США), вызванные, как предполагается, глушением сигнала, негативно влияют на повседневную жизнь гражданского населения, создавая им серьёзные проблемы для навигации. Решение этих проблем предлагает новый подход, основанный на использовании спутников на низкой околоземной орбите (LEO) в сочетании с массивными антеннами с несколькими входами и несколькими выходами (MIMO). Этот метод обеспечивает точную навигацию при сбоях в работе традиционных глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС: ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo).

03.10.2024
Преднамеренные сбои в работе ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) расширили понимание уязвимостей ГНСС. Очевидно, что только ГНСС недостаточно. PNT стало частью соперничества великих держав, тесно связанной с безопасностью.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.