Технологии

Новый инструмент сможет предсказывать крупные солнечные штормы за 24 часа

17 Июня 2015
Новый инструмент сможет предсказывать крупные солнечные штормы за 24 часа
Крупные магнитные штормы с Солнца, сильно влияющие на высокие технологии, такие как ГНСС и энергосети, скоро можно будет предсказывать за 24 часа. Выбросы коронального вещества (CME) – это взрывы газа и намагниченных материалов с Солнца, которые могут нанести серьёзный ущерб спутникам и наземным технологиям, прерывать радиотрансляцию и вызывать отключения и даже взрывы трансформаторов.

И в первую очередь эти выбросы вещества могут создать проблемы для ГНСС-технологий, которые используются сегодня во всех видах машин, от автомобилей до нефтяных танкеров и тракторов. Например, они могут повлиять на способность авиационных систем точно оценивать расстояние от самолёта до земли для расчёта посадки, вследствие чего самолёту придётся кружить над аэропортом, будучи не в состоянии сесть, иной раз в течение целого часа.

Впрочем, не все выбросы массы с Солнца, проносящиеся мимо Земли, вызывают подобные пертурбации; это зависит от ориентации магнитных полей во время выброса. В настоящее время спутники могут рассказать более-менее точно об ориентации тех магнитных полей, которые находятся относительно близко к Земле, давая упреждение в 30-60 минут. Этого недостаточно для минимизации влияния на электросети и системы, управляемые через ГНСС.

Учёные и студенты Имперского колледжа Лондона под руководством д-ра Нила Савани и исследователи космоса из Годдард спейс флайт центра НАСА разработали новый инструмент измерения и моделирования, который сможет предсказывать опасные для Земли события на Солнце за 24 часа.

Принцип основан на том, что облако «в форме круассана», которое образуют массы, вырвавшиеся с Солнца, полно переплетённых друг с другом магнитных полей, которые перемещаются по ходу движения к Земле. Если какое-то из этих полей встречает земное магнитное поле определённой ориентации, эти поля соединяются, что вызывает опасный для нас геомагнитный шторм.

Доктор Савани и его коллеги протестировали модель на восьми выбросах солнечного вещества, и результаты получились многообещающими. Впереди – испытания системы в НАСА.
 
По материалам зарубежных СМИ
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~hUlta

27.06.2025
Роскосмос, естественно, диктует государственную политику, предприятия собирают какие-то системы и комплексы, научные школы обеспечивают кадры и сами школы, а мы должны поддерживать те технологии, из которых будут собираться соответствующие системы. Что мы, собственно, и делаем.
26.06.2025
В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.
19.06.2025
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта создали устройство, которое обеспечивает синхронизацию цифровых сетей в условиях радиоэлектронных помех.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.