Технологии

Необходимы правила космического движения: на орбите уже миллионы объектов

11 Октября 2024
Необходимы правила космического движения: на орбите уже миллионы объектов

Развитие мегагруппировок космических аппаратов влечет не только создание дополнительных сервисов для жителей Земли, но и представляет космическую угрозу. Для этого мировое сообщество должно разработать правила управления космическим движением. Об этом заявил председатель совета Ассоциации участников рынка спутниковой связи Юрий Урличич на пленарной сессии конференции Satcomrus 2024.

«Сегодня число функционирующих КА составляет около 10 тыс. По прогнозам, к 2030 году их будет более 80 тыс. В 2023 году был выписан первый в истории штраф за то, что КА не был своевременно сведен с орбиты. Поэтому сейчас нужно всерьез заниматься управлением космическим движением. В том числе нам в России необходимо развивать свою систему мониторинга «Млечный путь» совместно со «Сферой», чтобы не оказаться среди отстающих в этой области», – сказал он.

По словам Урличича, на данный момент в околоземном пространстве находятся порядка 35 тыс. объектов размером более 10 см, около 1 млн обломков от 1 см до 10 см и примерно 128 млн частей мусора от 1 мм до 1 см.

Автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в космическом пространстве «Млечный путь» предназначена не только для слежения за космическим мусором и предотвращения угроз в околоземном пространстве, но и для мониторинга астероидно-кометной опасности. Согласно данным Роскосмоса, «Млечный путь» будет включать четыре спутника: два аппарата предназначены для мониторинга околоземного пространства и два аппарата - для космического пространства.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~kglZ6
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.