Технологии

Навигационные спутники освоят низкую околоземную орбиту

7 Ноября 2022
Навигационные спутники освоят низкую околоземную орбиту

Навигационные спутники обычно располагаются на средней околоземной орбите, но если их приблизить, то это может привести к повышению точности – а заодно и перегрузит космический трафик.

Европейское космическое агентство (ESA) планирует протестировать новые навигационные спутники, которые будут вращаться на орбитах гораздо ближе к Земле, чем нынешние, в попытке предоставить более точные данные о местоположении нашим повседневным устройствам.

В настоящее время ГНСС, как правило, размещаются на средних околоземных орбитах на высоте от 10 000 до 20 000 км над поверхностью Земли и оттуда отправляют данные о местоположении на смартфоны, автомобили и другие картографические устройства. Но ESA планирует создать группировку навигационных спутников, или спутниковых навигаторов, на высоте всего в несколько сотен миль, тестируя многослойную систему спутниковой навигации в дополнение к уже существующим спутникам Galileo.

Стандартная ГНСС сама по себе не сможет удовлетворить все эти будущие требования пользователей. Вместо этого Европе необходимо воспользоваться возможностью изучить потенциал созвездий на низкой околоземной орбите (LEO), которые уже представлены на мировом рынке, чтобы обеспечить новые виды услуг позиционирования, навигации и синхронизации (PNT).

Космическое агентство построит и запустит первоначальную мини-группировку из по меньшей мере полудюжины спутников для тестирования технологии. Эти спутники будут относительно небольшими по сравнению со спутниками Galileo, их вес составит около 70 кг (по сравнению с 700 кг). Эти спутники тоже будут построены на основе быстрого серийного производства для экономии времени и затрат — мы планируем максимум через три года с момента подписания контрактов вывод первых спутников на орбиту.

ESA проведёт демонстрацию на орбите низкоорбитальных спутниковых навигационных систем сразу, как только те будут установлены. Находясь ближе к Земле, спутники будут преодолевать меньшее расстояние при передаче своих сигналов. Более того, сигналы будут более мощными и достигнут мест, которые иначе не покрываются текущими спутниками в результате чрезмерных помех.

По данным ESA, сегодня существует около 6,5 млрд спутниковых приёмников, и этот сектор растёт со скоростью 10% каждый год. Космическое агентство предполагает, что современные навигационные спутники не в состоянии угнаться за растущим спросом.

Космическая индустрия ищет способы извлечь выгоду из низкой орбиты Земли, а это значит, что эта область становится перенаселённой. На средней околоземной орбите находится около 140 спутников; сравните с колоссальной цифрой: 4700 спутников на низкой околоземной орбите, согласно спутниковой базе данных UCS (которая была актуальна на 30 апреля 2022 года). Добавление ещё одной группировки спутников, безусловно, не улучшит ситуацию с космическим трафиком там, наверху; риски столкновений в космосе продолжают возрастать.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Gizmodo
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Q48FQ
02.09.2025
Спутниковая группировка «Гован» может предложить гораздо больше, чем просто китайскую альтернативу высокоскоростному широкополосному интернету потребительского уровня. Китай пока раскрывает мало информации об этой сети, но появляется всё больше доказательств того, что эти спутники могут обеспечить китайским вооружённым силам тактическое преимущество в любом будущем вооружённом конфликте в Западной части Тихого океана.
29.08.2025
Компания SpaceX раскритиковала предложение штата Вирджиния о предоставлении федерального гранта на развитие широкополосной связи. В письме, направленном правительству штата, компания назвала это предложение «крупной тратой средств федеральных налогоплательщиков» и обвинила Вирджинию в несправедливом отклонении их предложения по спутниковому интернет-сервису Starlink.
27.08.2025
Беспилотники приносят всё больше проблем: они поджигают энергетические объекты, выводят из строя предприятия, вызывают заторы на железных дорогах и коллапсы в аэропортах. Какие способы защиты существуют? И реальна ли в принципе стопроцентная защита? На эти и другие вопросы «Российской газете» ответила заместитель директора НИИ «Вектор» (входит в «Росэл» Госкорпорации Ростех) Наталия Котляр.
25.08.2025
В Московском авиационном институте создана технология передачи данных и видеосигнала в реальном времени с беспилотного воздушного судна (БВС) на наземный пункт управления через сети мобильной связи 4G (LTE). Это позволяет оператору полностью контролировать параметры полёта, местоположение и техническое состояние дрона даже на больших расстояниях.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.