Технологии

Национальные стандарты «Умных городов» вынесли на публичное обсуждение

11 Марта 2020
Национальные стандарты «Умных городов» вынесли на публичное обсуждение

Технический комитет 194 «Кибер-физические системы» совместно со Всероссийским институтом сертификации вынес на публичное обсуждение серию предварительных национальных стандартов в области Умного города и кибер-физических систем.

Ознакомиться с документами и подать свои комментарии можно на официальном сайте Технического комитета «Кибер-физические системы» в течение двух месяцев. 

Предполагается собрать экспертное мнение по восьми предложенным стандартам, которые призваны повысить эффективность проектов в области информатизации и автоматизации городского хозяйства, а также упростить внедрение новых цифровых технологий в городской среде.

На публичное обсуждение выносятся такие актуальные для развития «Умных городов» темы как: обеспечение функциональной совместимости различных городских систем, методология планирования, эксплуатации и технического обслуживания различных элементов городской инфраструктуры, рекомендации по организации интеллектуальных транспортных систем в городе.

Национальные стандарты подготовлены с учетом соответствующих международных стандартов, в разработке части которых принимали участие российские эксперты из Технического комитета «Кибер-физические системы».

Среди представленных на публичное обсуждение проектов предварительных национальных стандартов:

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Показатели информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)». Определяет комплексный набор оценочных показателей, связанных с внедрением и использованием ИКТ в «Умных городах».

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Типовая архитектура показателей ИКТ Умного города. Часть 3. Инженерные системы умного города». Определяет типовую архитектуру, структурированную по уровням ИКТ, необходимых для функционирования «Умных городов».

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Функциональная совместимость». Определяет требования по построению понятийной модели «Умного города», которая может обеспечить основу для функциональной совместимости компонентов систем «Умного города», используемых в различных секторах.

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Онтология верхнего уровня для показателей умного города». Определяет общие принципы для онтологии верхнего уровня, которая позволяет представлять определения показателей и данные, используемые для их получения.

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Общая схема развития и функционирования». Определяет методологию планирования, разработки, эксплуатации и технического обслуживания для гармонизации каждой инфраструктуры как части «Умного города» и обеспечивает взаимодействие между несколькими инфраструктурами.

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного сообщества». Определяет схему взаимодействий инфраструктур «умного» сообщества (взаимодействия между несколькими инфраструктурами, между инфраструктурами и заинтересованными сторонами, а также между инфраструктурами и внешней средой).

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Руководящие указания по передовой практике в области перевозок». Определяет общие руководящие указания по планированию, проектированию, разработке, организации, мониторингу, техническому обслуживанию и совершенствованию интеллектуальных транспортных систем и инфраструктур, которые могут способствовать решению внутригородских и междугородних проблем.

- ПНСТ «Информационные технологии. Умный город. Руководства по обмену и совместному использованию данных». Определяет общие руководящие указания, касающиеся принципов и структуры, используемых для обмена и совместного использования данных организациями, наделенными полномочиями по развитию и эксплуатации инфраструктуры умного города.

Помимо этого для публичного обсуждения предложены два базовых стандарта для регулирования кибер-физических систем. Ведь развитие «Умных городов» базируется на внедрении в городское хозяйство цифровых технологий и кибер-физических систем в широком смысле. Поэтому важно определить базовый уровень стандартизации: термины, определения, а также общие положения в этой сфере.

Технический комитет 194 «Кибер-физические системы» создан на базе РВК в 2017 году. Коллегиальный орган выступает платформой для развития цифровой экономики и НТИ за счет разработки стандартов цифровых технологий для новых перспективных рынков. Комитет объединяет ведущие научные и общественные организации, технологические компании, некоммерческие организации разработчиков оборудования и программного обеспечения. Среди его участников — «Газпром нефть», «Ростелеком», «Руссофт», Лаборатория Касперского, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ, МГУ и др.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KqMuQ
18.04.2025
22 апреля 2025 года в рамках XVIII Международного Навигационного форума состоится торжественная церемония вручения ежегодной премии Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в области навигации. В 2008 году Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» учреждена ежегодная премия в области навигации, вручаемая в двух номинациях: «За вклад в создание и развитие системы ГЛОНАСС» и «За внедрение технологий на базе системы ГЛОНАСС».
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.