Технологии

«Морской старт» остался за бортом?

17 Июня 2020
«Морской старт» остался за бортом?

Перспективы «Морского старта» после перебазирования в Россию становятся все более туманными. Для восстановления платформы, создания новой ракеты и береговой инфраструктуры нужны слишком большие вложения, которые будет затруднительно окупить на рынке пусковых услуг. Эксперты в космической отрасли считают, что скорее всего, с плавучего космодрома ракеты уже никогда не взлетят.

Проект «Морской старт», идея которого заключается в доставке ракеты по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли), получил свое начало в 1995 году. Для его реализации компания Boeing, РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner, а также украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш» создали одноименную компанию. 

Это был первый в истории коммерческий международный проект создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Морская часть комплекса состоит из плавучей пусковой платформы Odyssey и сборочно-командного судна, на котором осуществляются сборка ракеты и управление предстартовыми операциями.

Летом 2009 года компания «Морской старт» объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила российская РКК «Энергия». После реорганизации 95 проц. акций получила «Энергия оверсиз лимитед» («дочка» РКК «Энергия»), 3 проц. были отданы Boeing и 2 проц. - норвежскому Kvaerner.

Плавучий космодром выполнял коммерческие запуски спутников с помощью ракеты-носителя украинского производства «Зенит», доработанной специально для старта с платформы. В 2013 году президент РКК «Энергия» Виталий Лопота отмечал, что для того, чтобы «Морской старт» существовал безубыточно, необходимо проводить три запуска в год. Компании удавалось проводить необходимое количество запусков даже при том, что другие игроки на рынке аналогичные услуги, существенно демпинговали цены. Вплоть до конца мая 2014 года были проведены 36 запусков, в том числе 32 успешных. 

Однако уже в августе 2014 года было объявлено, что компания «Морской старт» приостанавливает свою деятельность. Изначально говорилось, что перерыв в работе продлится до середины 2015 года, но с тех пор с плавучего космодрома не взлетела ни одна ракета. 

Политический кризис на Украине привел к тому, что «Морской старт» фактически остался без ракеты. В апреле 2014 года глава Роскосмоса Олег Остапенко сказал, что Россия не видит смысла рассчитывать на ракету-носитель «Зенит» в связи с ситуацией на Украине. И Роскосмос будет ориентироваться на отечественную технику.

С поиском новой ракеты совпал и поиск нового хозяина для «Морского старта». На протяжении двух лет велись переговоры о продаже проекта с США, Китаем, Бразилией, Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Австралией. В 2016 году ситуация серьезно изменилась, когда покупкой «Морского старта» заинтересовался инвестор из России Владислав Филев, совладелец группы S7 Group.Тогда же сообщалось, что плавучий космодром намерен активно включиться в борьбу за новые заказы уже в первом квартале 2016 года. 

В сентябре 2016 года группа компаний S7 стала владельцем плавучего космодрома «Морской старт», купив его у РКК «Энергия» за 150-160 миллионов долларов США, или около десяти-одиннадцати миллиардов рублей по текущему курсу. 

Одновременно с завершением сделки по покупке плавучего космодрома компания S7 Sea Launch Limited (дочка S7) подписала контракт с украинским заводом «Южмаш» на производство 12 ракет-носителей «Зенит». Представители компании говорили о возобновлении пусковых услуг уже в 2018-2019 годах. 

В тоже самое время для морской платформы предполагалось начать готовить российскую ракету «Союз-5». Об этом заявил в 2017 году на Петербургском международном экономическом форуме глава Роскосмоса Игорь Комаров. При том, что совладелец S7 Владислав Филев отмечал слишком высокую цену данной ракеты и ее нерентабельность. 

В начале декабря 2019 года пресс-служба S7 Space сообщила, что плавучая платформа будет перебазирована в российский порт на Дальнем Востоке в 2020 году. Соответствующее разрешение было получено от Госдепартамента США. В марте 2020 года стартовая платформа и сборочно-командное судно  перешли в России и теперь базируются на Славянском судоремонтном заводе в порту Славянка. 

А в феврале этого года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что госкорпорация готова разработать новую ракету для «Морского старта» вместо украинского носителя «Зенит». «Мы готовы создать для S7 Space средство выведения вместо «Зенита». Условно ракета будет называться «Союз-7» - морская модификация РН «Союз-5» с меньшей заправкой», - сказал Рогозин. При этом он поставил задачу предприятиям Роскосмоса провести экономическое обоснование возобновления работы проекта «Морской старт» — оценить затраты на ремонт плавучего космодрома и создание новой ракеты «Союз-7». По сообщению ряда СМИ, пуски планировалось возобновить с 2024 года.

В апреле совладелец и председатель совета директоров S7 Group Владислав Филев сообщил, что проект «Морской старт» заморожен. «Сегодня у нас нет возможности чем-то заниматься, поэтому мы программу пока заморозили до лучших времен», - сказал Филев в интервью изданию «Коммерсант». По словам председателя совета директоров S7 Group, когда согласовывалась перевозка комплекса в Россию, ему говорили, что условия по размещению с финансовой точки зрения будут не хуже, чем в Америке. «Не случилось: с финансовой точки зрения хуже вдвое», - подчеркнул он.

Сейчас компания платит за инфраструктуру и стоянку в порту «Славянка». Отвечая на вопрос о том, какая ракета-носитель рассматривается для проекта «Морской старт», Филев сказал, что S7 сейчас «действительно не до этого». 

В начале июня ряд СМИ со ссылкой на источник сообщили, что компания S7 хочет продать плавучий космодром «Морской старт» одной из дочерних структур госкорпорации «Росатом», и уже ведутся переговоры. Однако эксперты «Росатома» подсчитали, что затраты на восстановление работоспособности комплекса «Морской старт» составят 84 миллиарда рублей в ценах 2020 года, что превышает стоимость его покупки группой S7 в 2016 году почти в восемь раз. При этом у проекта «Морской старт» нет ни ракеты, ни оснащенной для функционирования береговой инфраструктуры для сборки и испытаний ракет и космических аппаратов. Кроме того, с пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли всю иностранную технику, такую как информационно-связное оборудование компании Boeing. 

Таким образом перспективы некогда уникального плавучего космодрома далеки от радужных.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» эксперт в ракетно-космической отрасли от плавучего космодрома остался «голый металлолом», который требует ежемесячных вложений. «Выходить сейчас на рынок пусковых услуг невозможно: нет ракеты и готовности платформы к работе. А когда «Морской старт» выйдет на рынок, то рынок будет настолько забит более эффективным, современными и, самое главное, дешевыми решениями (многоразовые ракеты), что найти заказчиков будет очень трудно», - считает он.

По словам собеседника журнала, основная проблема не в том, что «реанимация» плавучего космодрома потребует финансовых вложений, а в том, что их придется «отбивать», необходимы стабильные заказы. Помимо подготовки платформы и ракеты необходимо также построить береговую инфраструктуру, что потребует колоссальных финансовых вложений.  


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~1Zspa
08.08.2025
В Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) разработали ПО для управления дроном и передачи видеоконтента по сотовой связи. Это первая в Сибири технология, которая прошла тестирование.
06.08.2025
Председатель совета директоров АО «АК «Новый космос» Дмитрий Мацук поделился своим мнением о планах Финляндии приобрести радиолокационные спутники у финско-американской компании ICEYE.
06.08.2025
Одна из угроз, стоящих перед энергетическими системами, развивающихся в сторону интеллектуальности и информатизации, это угроза сильных электромагнитных импульсов.
04.08.2025
В современных мегаполисах, где бетонные джунгли поглощают сигналы спутников, а небоскрёбы из стекла искажают радиоволны, начинается новая эра в ориентации в пространстве. Квантовая навигация обещает изменить наше представление о том, как мы ориентируемся в сложных условиях.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.