М. Болтачёв: Для цифровой экосистемы самое важное – безопасность и ответственность
На Международном форуме беспилотных систем-2025, в рамках сессии «Построение новой архитектуры неба: перспективные космические услуги и сервисы», Максим Болтачёв, первый заместитель генерального директора АО «Терра Тех», ответил на вопросы спикера:
- Ваша компания имеет большой задел на базе геопространственных систем и продуктов, которые связаны непосредственно с ДЗЗ. Какие инициативы по продуктам ваша компания планирует реализовывать для геопространственной осведомлённости, может, в принципе для экспорта российских технологий? Может, какие-то интересные идея вы видите по тематике создания архитектуры бесшовного цифрового неба?
М. Болтачёв: «… мы с «Цифровой Землёй»… используем больше ста нейросетей по обработке данных с разных сенсоров, с российских, зарубежных аппаратов, работаем с регионами по семи отраслям, в разных климатических зонах, обучаем, размечаем – очень сложная работа в наших условиях. Страна большая, разные формы хозяйствования, это всё накладывает на обучение нейросетей определённые требования.
Тем не менее, общий датасет – порядка пятисот миллионов километров за последние три года. Сетками научились работать на больших объёмах данных и, самое главное, выдавать целевую информацию в виде тематического отчёта о состоянии объекта, территории, региона, страны в целом.
Я согласен с коллегами, что вопрос ведёт скорее в озеро данных, в предиктивный анализ, в анализ ситуации того, что происходит. Ещё был затронут вопрос возврата инвестиций, окупаемости. Это требуется от всех организаций. Любая компания, любые госорганы должны каким-то образом пополнять бюджет. На мой взгляд, нам сейчас – что рынку БАСов (беспилотные авиационные судна), что рынку космоса – не хватает смещения неких акцентов со стороны государства. Это позволило бы вкладываться в технологии. Это хорошее дело, это двигает технологическое развитие и компании, и страны, но это не возвращает деньги от использования, получения косвенных эффектов, присущих различным цифровым системам, которые позволяли бы развивать новые сервисы, развивать кросс-анализ, развивать прогнозирование, развивать новые технологии, которые сегодня ещё только видятся в перспективе.
Отрасль БАС с 2019 года рассматривалась как отдельное направление, как конкурент спутникам. Вопросы, которые там стояли: выделения классов пространства, требования к комплектации оборудования и так далее. Сейчас – что мы видим? Отрасли – космос и беспилотье – начали смыкаться между собой в экосистему, позволяющую по-другому на неё смотреть и развивать. Соответственно, возникают определённые синергетические эффекты. Уже не секрет, что мы комплексируем данные с беспилотья и спутника. Не секрет, что мы используем в части анализа ситуации беспилотники, которые анализируют то, что недоступно космосы. Тестируем технологии обработки данных на борту. Так или иначе, эти отрасли начинают смыкаться. Мы можем, находясь в Москве, управлять беспилотником, находящимся на Дальнем Востоке.
В 2012–2019 годах была мысль о необходимости формировать систему управления трафиком беспилотников на примере Автодаты, Автодорог: федеральные, региональные, муниципальные, в том числе последнюю милю, которую не удалось преодолеть в части доставки беспилотниками грузов конечному потребителю – физическому или юридическому лицу. При это, если ИИ позволяет нам обрабатывать большие данные, участвовать в различных процессах технологического цикла, то, в принципе, мы уже стоим на пороге того, что такая автоматизированная система управления беспилотниками была реализована в ближайшей перспективе.
К вопросу цифровой экосистемы. Самое важное – безопасность и ответственность. Потому что в рамках разработки различных интеграторов, различных поставщиков, различных IT-компаний возникает отсутствие человека непосредственно в точке управления беспилотником. Кто будет нести ответственность в случае возникновения ситуации? Как обеспечить безопасность, как не навредить?
То, что синергия и слияние в единую экосистему двух этих отраслей происходит прямо на наших глазах – это факт. Вопрос: куда мы с вами двинем это дальше? В плане сервисов – реализуется порядка более 150 различных прикладных сервисов.
У нас с ГТЛК в последние три месяца был реализован эксперимент, когда мы задумались о том, как можно на различных этапах цепочки использовать данные космоса, отечественные нейросети и отечественное оборудование в комплексе. Идея не новая – многоуровневый ДЗЗ-мониторинг, когда космос мониторит ситуацию по тому, что происходит на всей территории РФ, соответственно, сверхвысоким разрешением это уточняется, потом вылетает беспилотник и уже более детализировано выявляет, что же там, всё-таки, произошло. Смысл этого эксперимента – в том, что мы взяли нейросети, которые использовались для обработки данных из космоса, посадили их на отечественный тензорный процессор. Пришлось их немного адаптировать, но в целом они сделали пролёты, вся эта технологическая цепочка работает, мы в результате пришли к выводу, что такое комплексирование в целом возможно, и выстраивание той системы по различным сценариям действий тоже возможно.
«Центр высокоточной навигации, позиционирования и систем сбора пространственных данных» открыт на базе Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).