Технологии

Краткий экскурс в историю мобильной телефонии

27 Августа 2024
Краткий экскурс в историю мобильной телефонии

Мобильные телефоны как-то очень быстро стали непременным атрибутом нашего повседневного существования. Мобильные телефон – это нянька 21-го века: он нас будит, сообщает новости, пока мы стараемся окончательно проснуться в кабинете уединения, вызывает нам такси, обеспечивает интернетом, заказывает доставку и пр. и пр. Ну, ещё по нему иногда звонят.

Попытки придать телефону мобильность появились вместе с возникновением собственно телефонии. Создавались полевые телефоны с катушками для быстрой прокладки линии; делались попытки оперативно обеспечить связь из автомобиля, набрасывая провода на идущую вдоль шоссе линию или подключаясь к розетке на столбе, и т.д. Кстати, на одной из мозаик станции метро «Киевская» в Москве современные пассажиры иногда принимают полевой телефон то за мобильник, то за ноутбук.

Однажды, 3 марта 1919 года, газета «Солт Лэйк Телеграм» со ссылкой на агентство «Ассошейтед пресс» потрясла читателей сообщением Годфри С. Айзекса. Управляющий директор компании Маркони сообщил широкой публике, что некие «проведённые опыты» позволяют поверить в идею беспроводного карманного телефона, как вполне повседневной вещи: «Так, человек, гуляя по улице, может услышать в своём кармане телефонный звонок и, приложив трубку к уху, услышит голос другого, того, кто возможно, летит на самолёте со скоростью сотни километров в час из Варшавы в Лондон».

В реальности подвижная телефонная радиосвязь появилась в 1921 году, в тогда ещё белом городе Детройте. Она была односторонней: диспетчер передавал информацию от центрального передатчика к приёмникам, расположенным в автомобилях полицейских. Там же, в Детройте, в 1940-е годы таксомоторная компания впервые опробовала нечто вроде сотовой связи – с повторным использованием частот в разных ячейках при ручном переключении каналов пользователями в заранее оговорённых местах. Впрочем, до настоящей сотовой связи человечеству оставалось ещё четверть века.

В декабре 1947 года сотрудники американской фирмы Bell Дуглас Ринг и Рей Янг предложили принцип шестиугольных ячеек для мобильной телефонии. Это произошло как раз в разгар активных попыток создать телефон, с помощью которого можно звонить из автомобиля. Первый такой сервис был запущен в 1946 году в городе Сент-Луисе компанией AT&T Bell Laboratories, а в 1947 году была создана система с промежуточными станциями вдоль шоссе, позволявшая звонить из автомобиля на пути из Нью-Йорка в Бостон. Однако из-за несовершенства и дороговизны эти системы не были коммерчески успешными. Вес аппаратуры таких систем составлял десятки килограмм и размещалась она в багажнике, так что мысли о карманном варианте о взгляде на неё у неискушенного человека не возникало.

Создание первого мобильного телефона приписывают инженеру из «Моторолы» Мартину Куперу (1973 год), хотя наш Леонид Куприянóвич ещё 4 ноября 1957 года получил патент на изобретение носимого лампово-проводникового дуплексного переносного радиотелефона ЛК-1 (дуплекс – возможность устройства в любой момент времени и передавать, и принимать информацию). Романтическая версия подоплёки его разработки гласит, что, будучи заядлым альпинистом, он задумался о компактной связи в горах. (Важнейшая вещь! Не знаю, как сейчас, но в советское время восхождение, совершённое без рации или с неработающей рацией, в спортивный стаж не засчитывалось.) Своё изобретение инженер воплотил «в железе», собрав (1961 год!) мобильный телефон весом всего 70 граммов – реальный наладонник! Правда, с дисковым набором. Но – без трубки и внешней антенны!

Почему его изобретение, изготовленное им в количестве одного экземпляра, не было запущено в серийное производство и не пошло «в народ», не стало продаваться в магазинах спорттоваров в числе прочих «товаров народного потребления», не стало предметом экспорта, потеснив в будущем нефть и газ?

Становление мобильной телефонной связи мы постарались проследить и предлагаем вашему вниманию в более обширном формате в свежем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~71M9c
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.