Технологии

Краткий экскурс в историю мобильной телефонии

27 Августа 2024
Краткий экскурс в историю мобильной телефонии

Мобильные телефоны как-то очень быстро стали непременным атрибутом нашего повседневного существования. Мобильные телефон – это нянька 21-го века: он нас будит, сообщает новости, пока мы стараемся окончательно проснуться в кабинете уединения, вызывает нам такси, обеспечивает интернетом, заказывает доставку и пр. и пр. Ну, ещё по нему иногда звонят.

Попытки придать телефону мобильность появились вместе с возникновением собственно телефонии. Создавались полевые телефоны с катушками для быстрой прокладки линии; делались попытки оперативно обеспечить связь из автомобиля, набрасывая провода на идущую вдоль шоссе линию или подключаясь к розетке на столбе, и т.д. Кстати, на одной из мозаик станции метро «Киевская» в Москве современные пассажиры иногда принимают полевой телефон то за мобильник, то за ноутбук.

Однажды, 3 марта 1919 года, газета «Солт Лэйк Телеграм» со ссылкой на агентство «Ассошейтед пресс» потрясла читателей сообщением Годфри С. Айзекса. Управляющий директор компании Маркони сообщил широкой публике, что некие «проведённые опыты» позволяют поверить в идею беспроводного карманного телефона, как вполне повседневной вещи: «Так, человек, гуляя по улице, может услышать в своём кармане телефонный звонок и, приложив трубку к уху, услышит голос другого, того, кто возможно, летит на самолёте со скоростью сотни километров в час из Варшавы в Лондон».

В реальности подвижная телефонная радиосвязь появилась в 1921 году, в тогда ещё белом городе Детройте. Она была односторонней: диспетчер передавал информацию от центрального передатчика к приёмникам, расположенным в автомобилях полицейских. Там же, в Детройте, в 1940-е годы таксомоторная компания впервые опробовала нечто вроде сотовой связи – с повторным использованием частот в разных ячейках при ручном переключении каналов пользователями в заранее оговорённых местах. Впрочем, до настоящей сотовой связи человечеству оставалось ещё четверть века.

В декабре 1947 года сотрудники американской фирмы Bell Дуглас Ринг и Рей Янг предложили принцип шестиугольных ячеек для мобильной телефонии. Это произошло как раз в разгар активных попыток создать телефон, с помощью которого можно звонить из автомобиля. Первый такой сервис был запущен в 1946 году в городе Сент-Луисе компанией AT&T Bell Laboratories, а в 1947 году была создана система с промежуточными станциями вдоль шоссе, позволявшая звонить из автомобиля на пути из Нью-Йорка в Бостон. Однако из-за несовершенства и дороговизны эти системы не были коммерчески успешными. Вес аппаратуры таких систем составлял десятки килограмм и размещалась она в багажнике, так что мысли о карманном варианте о взгляде на неё у неискушенного человека не возникало.

Создание первого мобильного телефона приписывают инженеру из «Моторолы» Мартину Куперу (1973 год), хотя наш Леонид Куприянóвич ещё 4 ноября 1957 года получил патент на изобретение носимого лампово-проводникового дуплексного переносного радиотелефона ЛК-1 (дуплекс – возможность устройства в любой момент времени и передавать, и принимать информацию). Романтическая версия подоплёки его разработки гласит, что, будучи заядлым альпинистом, он задумался о компактной связи в горах. (Важнейшая вещь! Не знаю, как сейчас, но в советское время восхождение, совершённое без рации или с неработающей рацией, в спортивный стаж не засчитывалось.) Своё изобретение инженер воплотил «в железе», собрав (1961 год!) мобильный телефон весом всего 70 граммов – реальный наладонник! Правда, с дисковым набором. Но – без трубки и внешней антенны!

Почему его изобретение, изготовленное им в количестве одного экземпляра, не было запущено в серийное производство и не пошло «в народ», не стало продаваться в магазинах спорттоваров в числе прочих «товаров народного потребления», не стало предметом экспорта, потеснив в будущем нефть и газ?

Становление мобильной телефонной связи мы постарались проследить и предлагаем вашему вниманию в более обширном формате в свежем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~71M9c
27.11.2024
Основное преимущество операционной совместимости многоорбитальных систем заключается в возможности гарантировать подключение к сети при любых обстоятельствах, каковым бы не было местоположение пользователя, его движение и время спроса на обслуживание.
26.11.2024
До конца этой недели Россия с помощью ракет «Союз» отправит на орбиту несколько спутников с космодромов Плесецк и Восточный, об этом сообщил журналу «Вестник ГЛОНАСС» источник в авиакосмическсой отрасли.
20.11.2024
Две нейронные цепи, расположенные в ретроспленальной коре (RSC) мозга, напрямую связаны с пространственной навигацией и хранением памяти, предположили исследователи из Калифорнийского университета.
18.11.2024
Индия готова запустить свой самый совершенный космический аппарат связи GSAT-N2, созданный Индийской организацией космических исследований (ISRO), весом 4700 кг, также называемый GSAT-20.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.