Китай создаёт национальную систему управления космическим движением
Китай ускоряет инвестиции в развивающийся сектор космической информации, или космических вычислений, который он рассматривает как будущий двигатель роста. При этом ведущие компании объединяются для обработки спутниковых и воздушных данных на орбите, а не только на земле.
Эти амбиции подпитываются быстрым ростом спутниковых группировок и всё более сложными полезными нагрузками и разрешениями. «С учётом того, что в ближайшие годы планируется запустить десятки тысяч спутников, а требования к полезной нагрузке и разрешению постоянно растут, объёмы данных, а следовательно, и потребности в вычислительных ресурсах, будут стремительно расти», — сказал представитель Geovis Insighter Technology Co. Ltd.
Дэн Ло, старший вице-президент компании, сообщил ещё в апреле, что китайская компания планирует разместить на низкой околоземной орбите группировку из 144 спутников космической ситуационной осведомленности (SSA). За этим последует запуск еще 12 спутников SSA к концу 2026 года.
Первые спутники будут отправлены на высоту 500 километров для наблюдения за космическими объектами, находящимися на орбитах высотой от 300 до 2000 километров. Дополнительные спутники SSA будут развёрнуты на сверхнизкой околоземной орбите (VLEO). Эксплуатация спутников на VLEO «потребует большого количества топлива, но зато мы будем наблюдать за объектами на гораздо более низких орбитах», — сказал Ло.
Компания, основанная в 2016 году, вышла на Пекинскую фондовую биржу в январе 2025 года. По словам Ло, до проектирования новой группировки компания разработала программное обеспечение SSA для китайского правительства. С помощью новой группировки компания будет предоставлять данные коммерческим компаниям.
Приглашенный исследователь Лейденского университета Юйци Шэнь, аспирант Пекинского технологического института, заявил, что Китай применяет комплексный подход к координации космического движения (ККТ), который основывается на связи между операторами спутников, а не на новых международных договорах.
«Нам необходимо повысить прозрачность и обмен информацией, а также улучшить международную совместимость» систем координации космического движения, сказал Шэнь. «В конечном счёте, всё зависит от доверия и того, как национальные системы взаимодействуют друг с другом».
Китай планирует создать национальную систему управления космическим движением, которая будет предоставлять данные для международных систем координации космического движения. Кроме того, Китай обладает опытом в удалении космического мусора, о чём свидетельствует случай, когда спутник «Шицзянь-21» буксировал вышедший из строя навигационный спутник «Бэйдоу-2 G2» на орбиту захоронения, сообщил Шэнь.
Правовая база Китая в области координации космического движения охватывает следующие вопросы: выдача разрешений на миссии, регистрация космических объектов, борьба с космическим мусором и управление радиочастотами. Тем не менее, в китайском режиме координации космического движения сохраняются пробелы, включая определение необходимой информации, которой должны обмениваться операторы.
Ещё одна проблема — оценка целей космических операций, «поскольку один и тот же манёвр может иметь как гражданские, так и военные цели», — сказал Шэнь. «Нам необходимо прояснить правила распространения данных о космическом трафике, а также кодексы поведения».
Сектор космической информации охватывает навигацию, прогнозирование погоды, городское планирование и разведку ресурсов и развивается благодаря политической поддержке, наряду с продвижением Китая в низковысотную экономику и коммерческую космическую деятельность. Новые правила для БПЛА вступили в силу в январе, а мартовская дорожная карта определяет модернизацию оборудования для авиации общего назначения до 2030 года.
«Аэрокосмическая информационная индустрия Китая интегрируется во все аспекты общественного производства и повседневной жизни с беспрецедентной скоростью и глубиной. Она создаёт огромную экономическую ценность и социальные преимущества», — сказал У Ижун, декан и научный сотрудник Института исследований аэрокосмической информации Китайской академии наук.
«За последние годы сектор аэрокосмической информации Китая совершил поразительный скачок от положения последователя к положению лидера, а в некоторых областях даже к лидеру, став новым двигателем развития цифровой экономики», — заявил Дэн Майцунь, бывший генеральный секретарь Китайской академии наук.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников