Как защититься от атак беспилотников?
Беспилотники приносят всё больше проблем: они поджигают энергетические объекты, выводят из строя предприятия, вызывают заторы на железных дорогах и коллапсы в аэропортах. Какие способы защиты существуют? И реальна ли в принципе стопроцентная защита? На эти и другие вопросы «Российской газете» ответила заместитель директора НИИ «Вектор» (входит в «Росэл» Госкорпорации Ростех) Наталия Котляр.
Современный этап характеризуется повышением степени автономности дроновых систем в сочетании со всё более совершенным искусственным интеллектом. Беспилотники умнеют на глазах за счёт их интеграции с передовыми технологиями, такими как машинное обучение и глубокие нейронные сети. ИИ помогает распознавать препятствия, осуществлять полёты с опорой на компьютерное зрение (без спутниковой навигации), нейросети выполняют функцию беспилотного «мозга», принимая решения в режиме реального времени.
К примеру, военные беспилотные воздушные суда (БВС) теперь в считаные мгновения распознают и поражают цели. Они могут нести ракеты и работать в группе, дроны-камикадзе превратились в дешёвую альтернативу крылатым ракетам, а роевые системы позволяют сотням БВС вести скоординированную атаку или разведку. Одновременно набирают обороты стелс-технологии – появляется всё больше модификаций малозаметных беспилотников, работающих в воздухе, воде и на земле.
Стремительно эволюционируют и гражданские дроны. Сегодня мало кого удивишь беспилотными курьерами. Такие технологии широко применяются в сельском хозяйстве: например, благодаря мультиспектральным камерам появляется оперативная аналитика состояния полей, на основании которой в автоматическом режиме принимается решение о необходимости распыления удобрений. Дроны занимаются и инспекцией состояния критической инфраструктуры – дорог, сложных инженерных сооружений, ЛЭП, трубопроводов.
Но нужно понимать, что беспилотники – это всего лишь инструмент. Он может использоваться как на благо человека, так и во вред. Это как со скальпелем – если он в руках хирурга, то принесет много пользы, а если попадет в руки человека с недобрыми намерениями, то жди беды.
Защищаться от беспилотников можно и нужно. Наличие продуманной системы анти-БВС на объекте – такое же естественное требование времени, как и наличие обычных контрольно-пропускных пунктов. Такое положение закреплено в России уже и на законодательном уровне – ответственность за защиту объектов от дроновых атак возложена лично на руководство предприятий.
Защита – это в первую очередь средства эшелонированной защиты, которые по-прежнему остаются востребованными. Например, комплексы СЕРП стоят на важнейших объектах критической инфраструктуры. Последняя модификация – СЕРП-ВС13Д – работает на 13 частотах, совмещая в себе РЭБ и высокоточный детектор. Он «убивает» квадрокоптеры с функцией управления в широком диапазоне частот, FPV-дроны, роевые БВС-группировки - технику, которая «по зубам» далеко не всем системам РЭБ.
Или же мобильная система против FPV-дронов – «ПРЕС». Её устанавливают на машины скорой помощи, автобусы, грузовики, внедорожники и легковушки. Дальность подавления – до 150 метров с радиусом 360 градусов. Аппаратура подключается прямо к автомобильному аккумулятору, блок управления находится в салоне.
Хорошее решение для обнаружения дронов на оптоволокне – трехкоординатный пассивный когерентный локатор (3D ПКЛ). В отличие от РЛС, он ничего не излучает, потому незаметен для радиоразведки. Плюс не нужно получать никакие разрешения на использование радиочастот. При этом его энергопотребление ничтожно.
Мы внимательно отслеживаем конкурентов не только в России, но и за рубежом. На мой взгляд, тренды развития глобальной и российской отраслей – общие. Различия кроются в деталях: по одним направлениям наши компетенции более продвинутые, по другим – их. Но, как показали недавние события на Ближнем Востоке, универсального, защищающего на все 100 процентов антидронового средства нет ни у кого – несмотря на громкие заявления ряда зарубежных производителей.
Идёт мощная интеграция ИИ в системы управления БВС, внедряется концепция многослойной защиты объектов от атак беспилотников, быстро эволюционируют мобильные решения для полевого применения. Особая задача – минимизация себестоимости изделий.
Из новинок интересны американские разработки в области квантовых радаров – они видят объекты за радиогоризонтом, а также нейросетевые предсказания траекторий полёта беспилотников.
Защита предприятия от роя из тысячи дронов – крайне сложная, но тоже решаемая задача. Во-первых, нужна комплексная эшелонированная система защиты. Уже на начальном этапе стоит внедрить хотя бы базовые меры, такие как детекторы, ИИ-анализ выявляемых угроз, средства физической защиты. Их нужно сочетать с «умным» радиоэлектронным подавлением, спуфингом, кинетическим противодействием и маскировкой. Не стоит забывать и о готовности персонала объекта – тренинги и учения здесь точно не помещают.
Без хорошо продуманного комплексного подхода шансы остановить массовую атаку близки к нулю. Но при этом нужно понимать, что даже лучшая в мире защита не дает 100-процентной гарантии. Это как с врачом – ни один даже самый выдающийся доктор никогда не сможет гарантировать 100-процентную результативность терапии. Но шансов на спасение точно не будет, если защита фрагментарна, нет резервных схем обороны объекта или объект полностью «открыт».
Отключение связи и интернета, в общем, эффективны против атак с применением любительских дешевых дронов, а также ряда коммерческих изделий. Например, некоторые коммерческие коптеры (DJI) зависят от мобильного интернета - через него они грузят карту местности, транслируют видео в облако и управляются через 4G. Без сотовой связи их функционал существенно сокращается, но при этом они остаются частично функциональными.
Есть также FPV-дроны с сотовым управлением, особенно «гаражные» варианты. Для них отключение мобильной связи имеет критическое значение, вплоть до потери дрона. Многие гражданские дроны с дистанционным управлением используют LTE для видеострима и телеметрии, сохраняя при этом функцию автономного полета на случай отключения связи.
Если же нужно защититься от военных беспилотных систем, современных автономных или аналоговых БВС, то отключение услуг сотовых операторов вряд ли окажет хоть сколько-нибудь заметное противодействие. Дело в том, что у них просто другой принцип работы – по спутнику, в защищённых каналах связи или с опорой на автономные системы навигации, в частности, инерциальные.