Индийский уникум собрал финансирование на непрерывную спутниковую связь
Космический стартап Apolink, основанный 19-летним предпринимателем индийского происхождения, успешно собрал миллионы долларов на обеспечение непрерывной связи со спутниками.
В ходе «посевного раунда» стартап привлёк $4,3 млн, превысив оценку в $45 млн после получения инвестиций. Средства были направлены на создание сети связи в реальном времени для спутников на низкой околоземной орбите (НОО).
Стартап решает проблему, которая долгое время оставалась нерешённой в космической отрасли. Спутники часто выходят из строя на определённых участках орбиты из-за так называемых «мёртвых зон» — периодов, когда они находятся вне прямой видимости наземной станции. Хотя спутники-ретрансляторы и глобальные сети наземных станций помогают сократить эти простои, они решают проблему лишь частично.
NASA использовало свою систему слежения и ретрансляции данных (TDRS) для поддержания практически непрерывной связи со спутниками на геостационарной орбите. Однако в 2022 году агентство объявило о постепенном отказе от TDRS и о переходе к коммерческим поставщикам спутниковой связи. Большинство этих коммерческих систем по-прежнему ориентированы на геостационарные или средние околоземные орбиты. Стартап стремится изменить ситуацию, обеспечивая круглосуточную связь со спутниками на низкой околоземной орбите — каждое орбитальное кольцо рассчитано на 256 пользователей со скоростью 9,6 кбит/с.
«У низкоорбитальных спутников есть свои преимущества», — говорит Онкар Сингх Батра. – НОО гораздо ближе, чем геостационарная орбита, а значит, установить связь между клиентским спутником и нашей группировкой гораздо проще… здесь ограничивается энергопотребление, и здесь важна совместимость».
В 2020 году, когда ему было 14 лет, он заинтересовался космосом. В 2022 году, когда он учился в 12 классе военной школы в городе Джамму на севере Индии, он создал спутниковую систему InQube, которая стала первым индийским спутником с открытым исходным кодом. Он также преподавал космические экосистемы студентам инженерных специальностей в качестве приглашённого профессора в Индийском технологическом институте Джамму с 2022 по 2023 год.
Работая над своей первой спутниковой системой, Батра столкнулся с проблемой спутникового соединения и заметил, что существующие решения не обеспечивают обратной совместимости и требуют специального оборудования для обеспечения доступа к сети на орбите.
По словам Батры, проблема сохраняется, поскольку все остальные межспутниковые линии связи (ISL) несовместимы и не соответствуют требованиям Агентства по развитию космического пространства.
«Мы решаем эту проблему [благодаря] нашей гибридной радиочастотной оптической архитектуре и отсутствию пользовательского терминала, независимому от оборудования подходу», — заявил он.
Некоторые стартапы пытались решить проблему «тёмных зон» путём строительства новых наземных станций. Однако Батра отметил, что наземные станции «очень сложны в работе и не могут гарантировать круглосуточную связь».
«Максимум, что вы можете себе позволить, — это надёжная непрерывная связь с землёй в течение окна», — сказал он.
Стартап из Пало-Альто, основанный в 2024 году, планирует решить эту проблему с помощью группировки из 32 спутников, оснащенных лазерами и радиоприёмниками, которые позволят обеспечить связь даже для спутников, не имеющих специального оборудования.
Стартап, чьё название буквально означает «Апогей плюс связь», стремится обеспечить почти 99% бесперебойной работы и задержку в 10-15 секунд. После установления сети задержка сократится до 2-3 секунд.
По словам Батры, большинство игроков, располагающих многоцелевыми группировками, не выделяют их для виртуальных ретрансляторов, что приводит к ограниченной пропускной способности, доступной клиентам. Они также требуют, чтобы клиенты установили оптический терминал на своей площадке для подключения.
«Другие игроки ISL сосредоточены на Ku/Ka-диапазоне и используют оптические терминалы для передачи изображений с Земли, а мы этого не делаем», — сказал он TechCrunch.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников