Технологии

Индийская навигационная система движется в сторону глобального охвата

28 Июня 2023
Индийская навигационная система движется в сторону глобального охвата

Стремясь обрести стратегическую независимость, Индия сейчас отказывается от спутниковой навигационной системы, принадлежащей США, в пользу собственной навигационной системы NavIC (что на хинди означает «моряк»).

До сих пор её доступность для масс сдерживало отсутствие совместимости с ней мобильных телефонов, но это скоро изменится. Индия успешно вывела на орбиту свой навигационный спутник второго поколения, и это поможет сократить разрыв между технологиями и индийскими пользователями мобильной связи.

Это первый спутник в серии из пяти. Теперь каждые шесть месяцев Индия будет запускать по одному спутнику, чтобы завершить покрытие. «Спутники серии NVS будут поддерживать и дополнять NavIC расширенными функциями. Эта серия включает сигналы диапазона L1 дополнительно для расширения услуг», — было сказано в заявлении Индийской организации космических исследований (ISRO) после запуска.

Производителям телефонов не потребуется аппаратных изменений в телефонах, чтобы сделать NavIC доступным для потребителей. L1 совместим с мобильными телефонами и может быть доступен через мобильное приложение, как и прочие ГНСС.

Первоначальные частоты, на которых вещал NavIC – L5 и S – не использовались в гражданских целях. Производителям телефонов пришлось устанавливать дополнительные чипсеты и оборудование, чтобы сделать свои устройства совместимыми с NavIC. Это мешало широкому внедрению технологии.

«Для обретения стратегической независимости, как в гражданских, так и в военных целях, необходимо иметь местную навигационную систему, — заявил чиновник, занимающийся долгосрочным стратегическим планированием в индийском правительстве. – Речь идёт не о том, чтобы совсем отказаться от американской системы, а о том, чтобы самостоятельно полагаться на критически важные технологии».

Большинство смартфонов и айфонов поддерживают российскую ГЛОНАСС, европейскую Galileo, японскую QZSS (Quasi-Zenith Satellite System) и китайскую BeiDou. Однако эти системы были запущены задолго до NavIC, и на то, чтобы включить поддержку этих систем в своих устройствах, у производителей смартфонов ушло некоторое время.

Развитие индийской навигационной системы спровоцировал конфликт в Каргиле в 1999 году, когда США отказали Индии в доступе к GPS. Это не удивительно, поскольку GPS, как и все технологические инновации США, начиналась как военная система.

Первоначально ВВС и Министерство обороны США использовали технологию, называемую «выборочной доступностью», для преднамеренного внесения ошибок в невоенные приёмники GPS, чтобы сохранить наилучшую точность для использования в военных целях.

Отключение GPS может быть инструментом колоссального экономического ущерба, учитывая её уязвимость к спуфингу и глушению. Оно может нарушить работу судоходства, электросетей, сетей сотовой связи и других повседневных коммерческих операций. По оценкам, только в США выход из строя GPS может причинять ущерб в размере 1 миллиарда долларов США каждый день.

В 2011 году, например, два корабля ВМС непреднамеренно заглушили сигналы GPS во всем центре Сан-Диего, сделав бесполезными оборудование управления морским движением, пейджеры скорой медицинской помощи, банкоматы и сотовые телефоны. Это случайное отключение продемонстрировало зависимость общества от надёжности спутниковых навигационных сигналов.

Недоступность GPS даже в течение нескольких минут из-за глушения или угрозы спутникам может иметь катастрофические последствия для национальной безопасности США. Противники могут вывести из строя оборону и другую критически важную инфраструктуру, нацелившись на спутники с помощью радиоэлектронной борьбы.

Исследование ЦРУ утверждает: «Противники будут стремиться атаковать военные возможности США с помощью радиоэлектронной борьбы, психологических операций, отрицания и обмана, а также использования новых технологий, таких как оружие направленной энергии или оружие с электромагнитными импульсами. Главной целью было бы отрицание информационного превосходства сил США, чтобы не дать американскому оружию работать… противники осознают, в какой степени доступ к космосу имеет решающее значение для военной мощи США, и… они добились успехов в противодействии доминированию США в космосе».

Индия входит в избранный клуб стран со своими системами позиционирования. До сих пор система покрывает только Индию и её окрестности, но считается более точной, чем американская система.

NavIC имеет три геостационарных спутника и четыре геостационарных спутника, расположенных на гораздо более высоких орбитах, что делает сигнал менее подверженным помехам. Он работает в двух частотных диапазонах – L и S, что обеспечивает большую точность.

В отличие от GPS, который обеспечивает точность определения местоположения в 20-30 метров, индийская система даёт местоположение с точностью до 5 метров.

До сих пор Индия использовала региональную навигационную систему в целях обороны; а также для отслеживания и мониторинга стихийных бедствий, таких как циклоны и наводнения. Другое применение системы — оптимизация управления посевами, ирригации и внесения питательных веществ в почву, отслеживание рыбаков в режиме реального времени и отправка предупреждений в случае потенциальных опасностей на море; научные эксперименты, геологические исследования и развитие геодезической сети.

Местная система Индии не была доступна для гражданских пользователей, поскольку она работала в диапазонах L5 и L6, которые несовместимы с мобильными телефонами. Страна не получила разрешения от Международного союза электросвязи на использование полос частот L1 и L2, используемых во всем мире для навигационных систем.

Только после того, как европейскому созвездию «Галилео» было предоставлено разрешение на использование диапазона L1, Индия запросила то же самое и получила разрешение.

Система также встретила свою долю отказов. В 2016 году три рубидиевых атомных часа на борту IRNSS-1A вышли из строя, что сделало спутник бесполезным, и его пришлось заменить.

В 2017 году замена столкнулась с препятствием, когда миссия PSLV-C39 провалилась. В июле 2017 года ещё двое часов навигационной системы вышли из строя. В 12-й пятилетке правительство Индии заявило о своём намерении увеличить количество спутников в созвездии с семи до одиннадцати, чтобы расширить зону покрытия.

В конце концов, Индия хочет расширить охват системы по всему миру.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~IUTfd
20.11.2024
Две нейронные цепи, расположенные в ретроспленальной коре (RSC) мозга, напрямую связаны с пространственной навигацией и хранением памяти, предположили исследователи из Калифорнийского университета.
18.11.2024
Индия готова запустить свой самый совершенный космический аппарат связи GSAT-N2, созданный Индийской организацией космических исследований (ISRO), весом 4700 кг, также называемый GSAT-20.
14.11.2024
В обозримом будущем перед нами замаячил новый тренд: технология прямого доступа с мобильного телефона к спутниковым каналам связи Direct-to-Device (D2D). Несколько известных международных компаний уже заявили о пробных кейсах внедрения новой технологии, заявляют авторы аналитического исследования в журнале АО «Организация «Агат» «Экономика космоса».
08.11.2024
Век назад, 10 ноября 1924 года, в небольшом селе Одесской губернии Украинской ССР родился будущий великий ученый, инженер-конструктор, один из основоположников отечественной космонавтики Михаил Фёдорович Решетнёв. Он стал учеником и сподвижником главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Павловича Королёва. Под его руководством и с его непосредственным участием было разработано около 30 типов космических комплексов и систем.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.