Технологии

Индийская навигационная система движется в сторону глобального охвата

28 Июня 2023
Индийская навигационная система движется в сторону глобального охвата

Стремясь обрести стратегическую независимость, Индия сейчас отказывается от спутниковой навигационной системы, принадлежащей США, в пользу собственной навигационной системы NavIC (что на хинди означает «моряк»).

До сих пор её доступность для масс сдерживало отсутствие совместимости с ней мобильных телефонов, но это скоро изменится. Индия успешно вывела на орбиту свой навигационный спутник второго поколения, и это поможет сократить разрыв между технологиями и индийскими пользователями мобильной связи.

Это первый спутник в серии из пяти. Теперь каждые шесть месяцев Индия будет запускать по одному спутнику, чтобы завершить покрытие. «Спутники серии NVS будут поддерживать и дополнять NavIC расширенными функциями. Эта серия включает сигналы диапазона L1 дополнительно для расширения услуг», — было сказано в заявлении Индийской организации космических исследований (ISRO) после запуска.

Производителям телефонов не потребуется аппаратных изменений в телефонах, чтобы сделать NavIC доступным для потребителей. L1 совместим с мобильными телефонами и может быть доступен через мобильное приложение, как и прочие ГНСС.

Первоначальные частоты, на которых вещал NavIC – L5 и S – не использовались в гражданских целях. Производителям телефонов пришлось устанавливать дополнительные чипсеты и оборудование, чтобы сделать свои устройства совместимыми с NavIC. Это мешало широкому внедрению технологии.

«Для обретения стратегической независимости, как в гражданских, так и в военных целях, необходимо иметь местную навигационную систему, — заявил чиновник, занимающийся долгосрочным стратегическим планированием в индийском правительстве. – Речь идёт не о том, чтобы совсем отказаться от американской системы, а о том, чтобы самостоятельно полагаться на критически важные технологии».

Большинство смартфонов и айфонов поддерживают российскую ГЛОНАСС, европейскую Galileo, японскую QZSS (Quasi-Zenith Satellite System) и китайскую BeiDou. Однако эти системы были запущены задолго до NavIC, и на то, чтобы включить поддержку этих систем в своих устройствах, у производителей смартфонов ушло некоторое время.

Развитие индийской навигационной системы спровоцировал конфликт в Каргиле в 1999 году, когда США отказали Индии в доступе к GPS. Это не удивительно, поскольку GPS, как и все технологические инновации США, начиналась как военная система.

Первоначально ВВС и Министерство обороны США использовали технологию, называемую «выборочной доступностью», для преднамеренного внесения ошибок в невоенные приёмники GPS, чтобы сохранить наилучшую точность для использования в военных целях.

Отключение GPS может быть инструментом колоссального экономического ущерба, учитывая её уязвимость к спуфингу и глушению. Оно может нарушить работу судоходства, электросетей, сетей сотовой связи и других повседневных коммерческих операций. По оценкам, только в США выход из строя GPS может причинять ущерб в размере 1 миллиарда долларов США каждый день.

В 2011 году, например, два корабля ВМС непреднамеренно заглушили сигналы GPS во всем центре Сан-Диего, сделав бесполезными оборудование управления морским движением, пейджеры скорой медицинской помощи, банкоматы и сотовые телефоны. Это случайное отключение продемонстрировало зависимость общества от надёжности спутниковых навигационных сигналов.

Недоступность GPS даже в течение нескольких минут из-за глушения или угрозы спутникам может иметь катастрофические последствия для национальной безопасности США. Противники могут вывести из строя оборону и другую критически важную инфраструктуру, нацелившись на спутники с помощью радиоэлектронной борьбы.

Исследование ЦРУ утверждает: «Противники будут стремиться атаковать военные возможности США с помощью радиоэлектронной борьбы, психологических операций, отрицания и обмана, а также использования новых технологий, таких как оружие направленной энергии или оружие с электромагнитными импульсами. Главной целью было бы отрицание информационного превосходства сил США, чтобы не дать американскому оружию работать… противники осознают, в какой степени доступ к космосу имеет решающее значение для военной мощи США, и… они добились успехов в противодействии доминированию США в космосе».

Индия входит в избранный клуб стран со своими системами позиционирования. До сих пор система покрывает только Индию и её окрестности, но считается более точной, чем американская система.

NavIC имеет три геостационарных спутника и четыре геостационарных спутника, расположенных на гораздо более высоких орбитах, что делает сигнал менее подверженным помехам. Он работает в двух частотных диапазонах – L и S, что обеспечивает большую точность.

В отличие от GPS, который обеспечивает точность определения местоположения в 20-30 метров, индийская система даёт местоположение с точностью до 5 метров.

До сих пор Индия использовала региональную навигационную систему в целях обороны; а также для отслеживания и мониторинга стихийных бедствий, таких как циклоны и наводнения. Другое применение системы — оптимизация управления посевами, ирригации и внесения питательных веществ в почву, отслеживание рыбаков в режиме реального времени и отправка предупреждений в случае потенциальных опасностей на море; научные эксперименты, геологические исследования и развитие геодезической сети.

Местная система Индии не была доступна для гражданских пользователей, поскольку она работала в диапазонах L5 и L6, которые несовместимы с мобильными телефонами. Страна не получила разрешения от Международного союза электросвязи на использование полос частот L1 и L2, используемых во всем мире для навигационных систем.

Только после того, как европейскому созвездию «Галилео» было предоставлено разрешение на использование диапазона L1, Индия запросила то же самое и получила разрешение.

Система также встретила свою долю отказов. В 2016 году три рубидиевых атомных часа на борту IRNSS-1A вышли из строя, что сделало спутник бесполезным, и его пришлось заменить.

В 2017 году замена столкнулась с препятствием, когда миссия PSLV-C39 провалилась. В июле 2017 года ещё двое часов навигационной системы вышли из строя. В 12-й пятилетке правительство Индии заявило о своём намерении увеличить количество спутников в созвездии с семи до одиннадцати, чтобы расширить зону покрытия.

В конце концов, Индия хочет расширить охват системы по всему миру.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~IUTfd
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.